Совокупность опыта

Рубрика:Материя как категория познания Пятница, 24 июля 2009 г.
Просмотров: 2731

Сама природа как объект исследования естествознания, продолжает Маргенау, есть «совокупность опыта». Атомы, электроны и другие «элементарные» частицы — это лишь умственные конструкции. Они не существуют вне опыта, но в то же самое время это не нечто непосредственно данное в опыте, это результат рациональной переработки чувственных данных.

Субъективно-идеалистическая концепция Маргенау отрицает объективное существование микрообъектов вне и независимо от наблюдений, от логических операций исследования над чувственным материалом, получаемым в результате воздействия материальных частиц на материальные же приборы. Но практическое использование в технике, в промышленности «элементарных» частиц и их свойств подтверждает объективное существование этих частиц и опровергает домыслы идеалистов.

Выдвинув положения, что философия не есть знание о самом мире, а также, что она не исследует законы познания внешнего мира, а ограничивается логическим анализом понятий и суждений науки, современные позитивисты повторяют субъективно-идеалистические взгляды Махистов о том, что объективный мир не существует вне отражающего, познающего его субъекта.

Примером того, что еще живы в капиталистическом мире идеи субъективного идеалиста Авенариуса, .могут служить рассуждения Б. Рассела о духе и материи. Рассел прежде всего несогласен с точкой зрения обыденного здравого смысла, как он ее называет, о том, что дух и материя — понятия совершенно различные. «В противоположность этому,— пишет Б. Рассел,— я считаю, что все, что мы знаем без вывода, является психическим и что физический мир известен нам только по некоторым абстрактным чертам его пространственно-временной структуры,— чертам, которые из-за их абстрактности недостаточны, чтобы показать, отличается ли физический мир по внутренне присущему ему характеру от духовного мира знания или не отличается». И затем Рассел начинает опровергать материалистическое положение о существовании вещей и событий вне нас объекты восприятия, которые я считаю «внешними» по отношению ко .мне, утверждает он, как, например, отражения поверхности, которые я вижу, являются «внешними» только в моем личном пространстве, которое исчезает с моей смертью. И они не являются «внешними» по отношению ко «мне», если «я» обозначает всю сумму моих психических событий; наоборот, они пребывают среди тех психических событий, из которых состоит мое «я». Рассел определяет «психическое» событие как непосредственное, известное не путем вывода, а «физическое» определяет как выводное. Таким образом, психическое выступает первичным, из него выводится физическое, вторичное.

twitter.com facebook.com

Оставьте комментарий!

Не регистрировать/аноним

Используйте нормальные имена. Ваш комментарий будет опубликован после проверки.

Если вы уже зарегистрированы как комментатор или хотите зарегистрироваться, укажите пароль и свой действующий email.
(При регистрации на указанный адрес придет письмо с кодом активации и ссылкой на ваш персональный аккаунт, где вы сможете изменить свои данные, включая адрес сайта, ник, описание, контакты и т.д.)



grin LOL cheese smile wink smirk rolleyes confused surprised big surprise tongue laugh tongue rolleye tongue wink raspberry blank stare long face ohh grrr gulp oh oh downer red face sick shut eye hmmm mad angry zipper kiss shock cool smile cool smirk cool grin cool hmm cool mad cool cheese vampire snake excaim question

(обязательно)