Развитие взглядов на материю в россии и во франции в XVIII в

Рубрика:Взгляды на материю в философии средних веков и нового времени Понедельник, 29 июня 2009 г.
Просмотров: 3295

В дальнейшем развитии философских и физических взглядов на материю в XVIII в. большую роль сыграли в России М.В. Ломоносов (1711—1765) и А.Н. Радищев (1749—1802), а в Западной Европе — французские материалисты.

Материю М.В. Ломоносов рассматривает как неуничтожимую субстанцию, которой присущи следующие важнейшие физические свойства: протяженность, сила инерции, непроницаемость и механическое движение.

В вопросе о строении материи ой придерживался атомистической теории. Развивая атомистику Эпикура и Лукреция, Бойля, Галилея, Ньютона и Гассенди, Ломоносов разработал общие основы химической атомистики как конкретного естественнонаучного учения, приложенного к объяснению химических явлений.

Материальны, по Ломоносову, не только атомы, но и пространство, заполняющее межатомные промежутки. Эти промежутки заполнены эфиром — материальной средой, обладающей определенной структурой и своим движением обусловливающей сцепление частиц тела, передачу тепла, света и т.д.

В учении о строении вещества новое у Ломоносова заключается в признании качественного различия физических частичек. Физические частички, по Ломоносову, бывают двух родов: «элементы»—то, что мы сейчас называем атомами, и «корпускулы» — то, что мы называем молекулами. «Элемент,— писал он,— есть часть тела, не состоящая из каких-либо других меньших и отличающихся от него тел»; «корпускула есть собрание элементов, образующее одну малую массу».

Отмечая качественное различие тел, М.В. Ломоносов делал вывод о существовании соединений первого, второго и третьего порядка. «Составные части,— указывал он,— нередко сами являются телами, сложенными из других разнородных тел... Составные части такого рода мы называем составными частями второго порядка; а если последние, в свою очередь, смешанные тела, то составные части последних мы именуем составными частями третьего порядка».

Свою гипотезу атомно-молекулярного строения вещества Ломоносов распространил на все известные в то время физические и химические явления. Исходя из атомистических представлений, он писал о единстве всех тел в природе. Все тела и явления имеют общие свойства и закономерности, а также механические взаимосвязи между собой. Органические и неорганические тела отличаются друг от друга, но состоят из одних и тех же химических составных частей и подчиняются общим законам.

Ломоносов развивает материалистическое положение о неуничтожимости и несотворимости вещества. При этом он не ограничивается общефилософской постановкой вопроса, а экспериментально доказывает .правильность этого положения. Опытами по сжиганию металлов в закрытых сосудах Ломоносов показывает ложность предположения Бойля, что при сжигании тел к ним присоединяется некое нематериальное вещество — флогистон. На основании этих опытов Ломоносов впервые доказал, что вес или масса веществ, вступающих в реакцию, равен весу или массе вещества, полученных после нее. Закон сохранения массы вещества стал основным законом химии и явился одним из естественнонаучных доказательств материалистического положения о вечности, несотворимости и неразрушимости материи.

Материю Ломоносов рассматривал в единстве с движением. И в этом вопросе он пошел дальше своих предшественников. Заслуга его заключалась в том, что он считал закон сохранения вещества и закон сохранения движения неразделимыми и определял их как всеобщий закон природы.

«...Все перемены, в натуре случающиеся,— писал Ломоносов,— такого суть состояния, что, сколько чего у одного тела отнимется, столько присовокупится к другому, так, ежели где убудет несколько материи, то умножится в другом месте; сколько часов положит кто на бдение, столько ж сну отнимет. Сей всеобщий естественный закон простирается и в самые правила движения, ибо тело, движущее своею силою другое, столько же оныя у себя теряет, сколько сообщает другому, которое от него движение получает».

В этой формулировке всеобщий фундаментальный закон природы охватывает всю совокупность сохранения свойств материи.

«Значение и особенность начала, провозглашенного Ломоносоым,—писал С.И. Вавилов,—состояли не только в том, что этим началом утверждались законы сохранения и неуничтожаемости материи, движения и силы в отдельности... В отличие от своих предшественников, Ломоносов говорит о любых „переменах, в натуре случающихся", об их общем сохранении, и только в качестве примеров он перечисляет отдель

но взятые сохранение материи, сохранение времени, сохранение силы».

В определении этого всеобщего закона природы ярко проявляется противоположность взглядов Ломоносова на материю грубо метафизическим взглядам ньютонианцев, считавших материю пассивной, инертной. Ломоносов отбросил ньютоновское представление о том, что движение есть нечто внешнее то отношению к материи, сотворимое и уничтожаемое. Идеи Ломоносова о сохранении движения, неразрывности материи и движения получили дальнейшее глубокое развитие в XIX—XX вв.

Материя, по Ломоносову,— это «то, из чего состоит тело и от чего зависит его сущность». Определение материи он связывал с ее физико-механической характеристикой и отождествлял ее, как все материалисты XVIII в., с веществом. Однако Ломоносов последовательно отстаивал положение о том, что как материальный мир в целом, так и его «элементы», «корпускулы» существуют вне и независимо от сознания. Ломоносов исходил из познаваемости материального мира, вел борьбу против идеалистических и теологических тенденций в физике Декарта и Ньютона, а также критиковал положения Лейбница о духовных, непротяженных субстанциях. Отстаивая объективность, материальность предметов и процессов природы, Ломоносов указывает, что они, действуя на наши органы чувств, вызывают у нас представление о качествах и свойствах объективного мира. При этом он отбрасывает идеалистическую теорию о так называемых вторичных качествах и доказывает их объективность, как и «первичных качеств». Они «в тончайших и от чувств наших удаленных частицах свое основание имеют».

Внешний мир, материя даны людям в их представлениях и понятиях. Понятие, слово является выражением идей, «... подлинные вещи или действия изображающих».

Развивая положения об объективности и познаваемости мира, Ломоносов, однако, не сформулировал философского понятия материи.

twitter.com facebook.com

ремонт плазма тв

Оставьте комментарий!

Не регистрировать/аноним

Используйте нормальные имена. Ваш комментарий будет опубликован после проверки.

Если вы уже зарегистрированы как комментатор или хотите зарегистрироваться, укажите пароль и свой действующий email.
(При регистрации на указанный адрес придет письмо с кодом активации и ссылкой на ваш персональный аккаунт, где вы сможете изменить свои данные, включая адрес сайта, ник, описание, контакты и т.д.)



grin LOL cheese smile wink smirk rolleyes confused surprised big surprise tongue laugh tongue rolleye tongue wink raspberry blank stare long face ohh grrr gulp oh oh downer red face sick shut eye hmmm mad angry zipper kiss shock cool smile cool smirk cool grin cool hmm cool mad cool cheese vampire snake excaim question

(обязательно)