Проблема объективной реальности внешнего мира

Рубрика:Категория материи и основной вопрос философии Вторник, 7 июля 2009 г.
Просмотров: 3238

Всесторонне рассматривая проблему объективной реальности внешнего мира, Ленин подвергает критике объективный идеализм Платона, Гегеля, фидеистические течения эпохи империализма.

В известном развернутом определении материи Ленин пишет: «...говорить о том, что такое понятие может „устареть", есть младенческий лепет, есть бессмысленное повторение доводов модной реакционной философии. Могла ли устареть за две тысячи лет развития философии борьба идеализма и материализма? Тенденций или линий Платона и Демокрита в философии? Борьба религии и науки? Отрицания объективной истины и признания ее? Борьба сторонников сверхчувственного знания с противниками его?». Таким образом, само определение материи В.И. Ленин связывает с борьбой материалиста Демокрита против сторонника сверхчувственного знания объективного идеалиста Платона, с борьбой науки против религии.

Ленинское положение об абсолютности противопоставления материи сознанию в пределах основного вопроса философии направлено также против объективного идеализма, это выражается в том, что единственной объективной реальностью является материя, а не абсолютная идея, дух, бог. Именно это положение особенно не понравилось объективному идеалисту — неотомисту Г. Веттеру, который заявил, что ленинское определение материи «произвольно ограничивает всю действительность материальной действительностью». По мнению этого фидеиста, кроме материальной действительности, есть еще особая духовная реальность, которая создает и оживляет, одухотворяет материю.

Чем же вызвано утверждение, что ленинское определение материи недостаточно в борьбе против объективного идеализма? Ограниченность этого определения материи Е. Эйльштейн, например, видит в его связи с основным вопросом философии. Но ведь и объективный идеализм, заявляет она, также признает существование природы независимо от человеческого сознания и тот факт, что мир познаваем, игнорируя, что природу объективные идеалисты понимают как нечто духовное или созданное богом. Отсюда делается вывод, что природе, материи нужно дать определение вне ее отношения к сознанию, дать такое определение, чтобы с ним согласились и неотомисты.

Если же, по мнению Эйльштейн, определить материю как нечто протяженное, развивающееся во времени, закономерное и т.д. и доказать на основании науки, что вещи и процессы обладают этими свойствами, то наши противники якобы вынуждены будут признать, что действительно мир материален.

Сторонники этой точки зрения заявляют, что основной вопрос философии и ленинское определение материи как гносеологической категории и вся гносеология не имеют якобы никакого отношения к утверждению, что мир материален. У Ленина, по утверждению Е. Эйльштейн, дается гносеологическое определение материи, а в борьбе с неотомизмом, который является главным, или даже чуть ли не единственным врагом марксистской философии, необходимо дать онтологическое определение материи. Е. Эйльштейн исходит сознательно или бессознательно из широко распространенного в буржуазной литературе рассмотрения гносеологии в отрыве от онтологии, от содержания познания. Процесс познания не связывается с действительностью, с объектом познания, оставляя этот вопрос на долю онтологии. Материален или духовен объект познания — это вопрос, якобы выходящий за пределы гносеологии, она с ним не имеет дела. С таким пониманием гносеологии было покончено уже давно, более ста лет тому назад, когда диалектический материализм доказал, что гносеология, онтология и логика представляют единую философскую науку.

Категория материи отражает наиважнейшее свойство, сторону всех вещей, их свойств и отношений, а именно: сторону быть объективным, не зависящим от субъекта, сознания, духа и т.п. Абсолютная идея Гегеля, бог неотомистов — понятия, созданные идеалистической философией и выражающие нечто иное, как то же человеческое сознание, но только гипертрофированное до чрезмерности.

Ленинское определение материи есть теоретическое обобщение с позиций самой совершенной, высшей ступени материалистической философии, сделанное на основе величайших достижений человечества.

Вопрос о том, как в процессе практической деятельности человечество приходит к убеждению о существовании внешнего мира, очень важен, так как доказывает, что материализм укоренился в сознании большинства человечества. Всякий здравомыслящий человек, не побывавший в сумасшедшем доме или в науке у философов-идеал

twitter.com facebook.com

Оставьте комментарий!

Не регистрировать/аноним

Используйте нормальные имена. Ваш комментарий будет опубликован после проверки.

Если вы уже зарегистрированы как комментатор или хотите зарегистрироваться, укажите пароль и свой действующий email.
(При регистрации на указанный адрес придет письмо с кодом активации и ссылкой на ваш персональный аккаунт, где вы сможете изменить свои данные, включая адрес сайта, ник, описание, контакты и т.д.)



grin LOL cheese smile wink smirk rolleyes confused surprised big surprise tongue laugh tongue rolleye tongue wink raspberry blank stare long face ohh grrr gulp oh oh downer red face sick shut eye hmmm mad angry zipper kiss shock cool smile cool smirk cool grin cool hmm cool mad cool cheese vampire snake excaim question

(обязательно)