Немецкий физический идеалист П. Иордан
Немецкий «физический» идеалист П. Иордан отождествляет позитивизм и теоретические основы квантовой физики. «Среди современных физиков-квантистов,— писал он,— принята в сущности совершенно единодушно теоретико-познавательная концепция, находящаяся под сильным воздействием позитивизма; эту теоретико-познавательную концепцию невозможно отклонить, не отклоняя также и самой квантовой механики... Мы должны рассматривать как неразрывно связанные положения : новая физика немыслима без воздействия позитивистской теории познания; наоборот, позитивизм впервые получил свою стабилизацию и уточнение именно в физике благодаря тому, что мышление посредством объективных процессов было заменено новой формой мышления в категориях дополнительности».
В чем видит П. Иордан совмещение новых идей физики с позитивистской философией? Прежде всего в том, что в квантовой механике якобы не применяется «принцип объективности», ибо физическое поведение атомистических предметов обладает некоторым характером «неопределенности», что сами физики на основе новых идей развили такие теоретико-познавательные взгляды, которыми исключаются все философские спекуляции, относящиеся к «сущности» природы, материи, пространства, времени или силы.
Таким образом, на заре возникновения квантовой механики позитивисты внесли свои субъективно-идеалистические идеи в трактовку основных положений этой физической теории, а в дальнейшем стали утверждать, что сама научная теория якобы подтверждает их позитивистские взгляды. При этом позитивисты часто повторяют тезис Маха о том, что с точки зрения практической имеет смысл вопрос: «...существует ли действительно мир, или он есть лишь наша иллюзия, не более, как сон». Для естествознания же, продолжал он, различие между иллюзией и действительностью несущественно: и то и другое есть факт. «Но и самый несообразный сон есть факт, не хуже всякого другого».
Позитивисты считают, что в обыденной жизни можно признавать существование объективной реальности, независимой от нашего сознания, здесь можно пользоваться, по их заявлению, «устаревшими» взглядами классической физики. Для современного же естествознания необходимо выработать, в противоположность обыденному представлению, «научное» понятие, в частности, для физики — понятие «физической реальности», которое берет объект в неразрывной связи с актом измерения, наблюдения. Ф. Франк, например, заявляет, что в обыденной жизни мы можем считать стол материей, но нельзя называть (материей электроны и фотоны, ибо, с его точки зрения, бессмысленно говорить о существовании этих микрообъектов безотносительно к субъекту и его познавательной деятельности, иначе говоря, он рассматривает объективную реальность в духе «принципиальной координации» Авенариуса.
Ленинское положение об абсолютной противоположности материи и сознания в .пределах основного гносеологического вопроса помогает физикам разобраться в проблеме неразрывности наблюдателя и наблюдаемого.