Милетская школа

Рубрика:Категория материи в нерасчлененной науке древнего мира Среда, 17 июня 2009 г.
Просмотров: 4160

Милетская школа — самая ранняя материалистическая школа в древнегреческой философии (VI в. до н.э.)—искала такую основу в данных, доставляемых изучением реальной действительности. А так как познание начинается с чувственного живого созерцания, то на первых порах материю рассматривали как конкретно-чувственную вещь. Так, например, Фалес (624—546 гг. до н.э.), изучая окружающий мир, пришел к выводу, что вода является таким универсальным элементом. Отдельные вещи, по Фалесу, суть видоизменения, порождения неизменного, неуничтожаемого материального начала — воды. Пища всех существ — влажная, семена всего, что есть, имеют влажную природу и т.д., а у влажных вещей началом их природы, по мнению Фалеса, является вода. По свидетельству Симплиция, Фалес и Гаппон «учили, что начало есть вода, и пришли к этому учению, отправляясь от чувственной видимости... Принимавшие за основу одну какую-либо стихию, считали ее бесконечной, как, например, Фалес воду». Анаксимен (585— 524 гг. до н.э.) утверждал, что таким первоначалом, материей является воздух, Гераклит (540—480 гг. до н.э.) считал, что это— огонь. Характерно, что под такой субстанциональной основой понимается не нечто сверхчувственное, мистическое, непостижимое, а, напротив, то, что непосредственно дается в наших ощущениях, когда мы воспринимаем природу при непосредственном созерцании.


По мнению Анаксимандра, ученика Фалеса, началом является «апейрон» — беспредельное. Оно неопределенное по качеству, беспредельное и бесконечное по количеству. Понятие «апейрона» было шагом вперед в развитии понятия материи по сравнению с представлениями других милетцев, ибо это была попытка за внешней чувственной стороной явлений найти более глубокую сущность.


Но понятие «апейрон» Анаксимандра еще тесно связано с конкретно-чувственными представлениями милетцев о материи. Аристотель говорит, что «апейрон» по Анаксимандру, нечто среднее между водой и воздухом. Неопределенность по существу сводится к неизвестности свойств. Это все же тело, но только невидимое. Все видимые тела — различные состояния апейрона.


Господствующей же тенденцией в материалистической философии этого времени является признание материального начала в виде отдельного чувственно-конкретного тела. По этому поводу Аристотель писал: «Мыслители прошлого времени считают за сущности единичные вещи — огонь и землю, а не то, что здесь есть общего — тело».


Сами образы материи: вода, воздух, огонь, т.е. подвижные и изменчивые вещества, процессы свидетельствуют, что милетцы и Гераклит рассматривали материю как то, что находится в постоянном движении, изменении, т.е. диалектически. Они учат, что состояния материи, ее свойства меняются, сама же она не возникает и не погибает, а существует вечно. Материя несотворима и неуничтожима, ее движение представляет естественный процесс, независимый ни от каких сверхъестественных сил.


В своей практической деятельности, в обыденной жизни люди сталкиваются с многообразием явлений природы и общества, оно дано в чувственном познании. Древнегреческие мыслители не останавливаются на констатации многообразия и ищут его основу, пытаются свести это многообразие к всеобщим, более глубоким причинам, первоначалам. Однако на этой стадии познания мысль еще не выходит за пределы телесного, тех единичных, конкретно-чувственных вещей и явлений, с которыми имеют дело люди в их повседневной жизни.


Величайшим достоинством греческой мысли раннего периода было то, пишет Дж. Бернал, что она пыталась «сформулировать теорию о мире — из чего он состоит и как он действует в понятиях повседневной жизни и труда» и, в этом ее сила и достоинство, но в этом же и ограниченность.


Энгельс отмечал, что древнегреческий материализм «...естественно считает само собою разумеющимся единство в бесконечном многообразии явлений природы и ищет его в чем-то определенно-телесном, в чем-то особенном, как Фалес в воде».


Что именно эти явления природы были признаны за первоначала и отождествлены с материей, объясняется уровнем знаний того времени.


Далее Энгельс писал: «Уже Аристотель говорит, что эти древнейшие философы полагают первосущноеть в некотором виде материи: в воздухе и воде (и, может быть, Анаксимандр в чем-то среднем между ними); позже Гераклит—в огне, но ни один из них не в земле из-за ее сложного состава...».

Учение - первых материалистических школ о воде, воздухе, огне как о материи, которая в своем движ

twitter.com facebook.com

Оставьте комментарий!

Не регистрировать/аноним

Используйте нормальные имена. Ваш комментарий будет опубликован после проверки.

Если вы уже зарегистрированы как комментатор или хотите зарегистрироваться, укажите пароль и свой действующий email.
(При регистрации на указанный адрес придет письмо с кодом активации и ссылкой на ваш персональный аккаунт, где вы сможете изменить свои данные, включая адрес сайта, ник, описание, контакты и т.д.)



grin LOL cheese smile wink smirk rolleyes confused surprised big surprise tongue laugh tongue rolleye tongue wink raspberry blank stare long face ohh grrr gulp oh oh downer red face sick shut eye hmmm mad angry zipper kiss shock cool smile cool smirk cool grin cool hmm cool mad cool cheese vampire snake excaim question

(обязательно)