Материализм XVII в о материи как категории объективного бытия

Новая форма материализма, отличная от наивного материализма древности, а соответственно с этим и новые взгляды на материю возникли в связи с формированием капиталистического способа производства.

Основоположником новой формы материализма в Англии был Ф.Бэкон (1561—1626). Свои философские взгляды на материю он разрабатывает в борьбе со схоластикой, такой же бесплодной, по его выражению, как посвященная богу монахиня. Этой схоластике он противопоставлял знание о природе. Человечеству, нужна «новая наука», объектом которой должна быть природа, мир, как он есть в действительности. Существенную причину слабого развития науки Ф. Бэкон видит в том, что нет правильного представления об объекте познания. Материалистически решая основной вопрос философии, английский мыслитель истинным объектом познания считает материю, ее устройство и превращения.

Он критикует понимание объекта познания схоластами, считающими исходным пунктом отвлеченные понятия. Для Ф. Бэкона главное содержание философии, цель науки — в познании природы, материи. Материя, природа существует вне и независимо от сознания и познается нашими чувствами. Только зная законы природы, ее устройство, можно овладеть силами природы, подчинить ее власти человека.

В своем учении о материи Ф. Бэкон опирается на все достижения предшествующей философской и естественнонаучной мысли. Высоко ценя древнегреческих мыслителей Анаксимандра, Гераклита, Эмпедокла, Анаксагора и Демокрита, он противопоставляет их материализм идеализму Платона и Аристотеля. «Все указанные мыслители,— пишет Ф. Бэкон,— подчинили свой разум природе вещей, между тем как Платон подчинил мир мыслям, а Аристотель подчинил мысли словам...»

Ф. Бэкон критикует аристотелевское понимание соотношения материи и формы.

Абстрактной, возможной, бесформенной, лишенной свойств материи Ф. Бэкон противопоставляет многообразные представления о материи древнегреческих материалистов, хотя они «и расходились между собой во многих других пунктах, касающихся первичной материи, тем не менее сходились в том, что все они определяли материю как активную, как имеющую некоторую форму, как наделяющую этой формой образованные из нее предмету и как заключающую в себе принцип движения».

Ф. Бэкон, так же как и его предшественники — древнегреческие материалисты, ищет первичную материю, но он против такого абстрагирования, когда материя отделяется от движения и форм. «...Первичную материю следует вообще рассматривать как неразрывно связанную с первичной формой и с первичным принципом движения, как мы это находим. Ибо абстрагирование движения так же породило много фантазий о душах, жизни и т.п., как будто для объяснения последних явлений недостаточны материя и форма...»

Как непримиримый материалист, Ф. Бэкон воюет с теми, кто пытается объяснить душу и жизнь не с позиции материи и формы, а с иных, нематериальных позиций. Материя, форма и движение — «эти три стороны ни в коем случае не могут быть отделены друг от друга, а лишь различены...» Это единство и объясняет все видимое разнообразие вещей.

«У Бэкона, как первого своего творца, материализм,— писал Маркс,— таит еще в себе в наивной форме зародыши всестороннего развития. Материя улыбается своим поэтически-чувственным блеском всему человеку» и Бэкон не сводит «первичную материю» к качественно однородным, далее неделимым, тождественным друг другу частицам. Он высоко оценивает конкретно-чувственное представление о материи Фалеса, Анаксимена, Гераклита в противоположность абстрактной материи Аристотеля, хотя дает свое решение вопроса. Их величие в том, что они занимались «просто исследованием природы, а не спорами о ней. И они заслуживают похвалы...» В это время не началось еще царство «категории... и поэтому никто не осмелился измыслить совершенно воображаемую материю, а за принцип принималось нечто, что может быть воспринято чувством, нечто реально существующее...».

Ф. Бэкон высоко ценил атомистическую гипотезу Демокрита как высшее достижение человеческого ума. Школа Демокрита «больше чем другие проникла в природу». Однако недостаток атомистики, по Бэкону, заключается в утверждении качественной однородности частиц материи и сведении движения к простому перемещению.

Бэкон исходит из того, что материя деятельна, многообразна и движение составляет ее важнейшее свойство. Качественный характер элементов материи заключается в определенном роде их

деятельности или движения. Движение— это первое и самое важное из прирожденных свойств материи. Материя многокачественна и находится в разных формах движения. Таких форм движения Бэкон насчитывает. «Первичные формы материи суть живые, индивидуализирующие, внутренне присущие ей, создающие специфические различия сущностные силы».

Вещи состоят из простых свойств, далее неделимых, их количество конечно. При исследовании материи, каждой сложной субстанции, говорит Бэкон, сначала надо определить эти изначальные, далее неразложимые свойства, или «натуры», тела. Например, исследуемое тело может быть твердым, проницаемым, тяжелым, легким, ковким, красным и т.д. Затем необходимо отыскать «форму»— существенную основу этих свойств.

В отличие от схоластов и Аристотеля Бэкон считал, что «...форма вещи есть сама вещь, и вещь не отличается от формы иначе, чем явление отличается от сущего или внешнее от внутреннего...». Формы материальны, это сущность вещей, их внутренние элементы. Бэкона не удовлетворяет атомистика древних, ибо они обнаружили у атомов только одну форму — величину и простое перемещение. Демокрит не может объяснить, как из однообразных, лишенных качественности атомов образуется качественно многообразная чувственно-ощущаемая материя. По Бэкону, в основе многокрасочного мира лежат качественно специфические формы. Они таким образом выступают источником свойств, причинами, законами вещей. Комбинация этих вечных и неизменных форм и натур и составляет вещи. Видов материи существует столько, сколько существует этих простых свойств, или «натур», количество которых в природе ограничено. Частицы первичной материи, по Бэкону,— это настоящие чувственные вещества, обладающие формой, величиной, движением и физическими свойствами. Они незыблемы и вечны, пустого незаполненного пространства не существует. Он пытается установить пути ликвидации разрыва между чувственно ощущаемой моногокачественной материей и ее однокачественными, по мнению атомистов, составными частями. Образцом для своих представлений о материи Бэкон берет не механику, а химию того времени, точнее алхимию.

В целом его учению о материи чужда идея развития, в нем ярко проявляется метафизический характер материализма Бэкона, так как он исходит из неизменных, навсегда данных количественно и качественно ограниченных свойств материи. Однако признание активности за своеобразной «качественностью» материи отличает метафизический материализм Бэкона от крайних форм механистического материализма.

Хотя Бэкон признает первоначальный божественный толчок, он считает материю несотворимой и неуничтожимой. Материя, пишет он, сопротивляется собственному уничтожению. «Так что никакой пожар, никакая тяжесть или давление, никакое насилие, никакая, наконец, продолжительность времени не может обратить в ничто какую-либо, хотя бы мельчайшую частицу материи; она всегда будет чем-то и будет занимать какое-то место... и никогда она не будет ничего или нигде».

В понимании материи у Бэкона еще сохраняются некоторые черты наивной диалектики.

При анализе взглядов на материю в XVII—XVIII вв. необходимо иметь в виду отличие этой формы материализма от наивного материализма древности. Если в философии древних мыслителей действительность воспроизводилась как еще слабо расчлененное целое, в виде общей картины бесконечного сплетения связей и взаимодействий, в которой частности отступали на задний план, то следующим исторически необходимым этапом развития науки было разложение внешнего мира на его отдельные части, разделение различных процессов природы и природных вещей на определенные классы и изучение этих частностей, особенностей отдельных явлений и процессов.

Бэконовский анализ — сведение качеств к простейшим элементам — нашел свое дальнейшее завершение в механицизме Гоббса (1588—1679). В своих взглядах на материю Гоббс опирался на положения своих предшественников и современников — Бэкона, Декарта, Гассенди, на успехи науки того времени. Гоббс, будучи более последовательным материалистом, чем его предшественник Бэкон, систематизировал материалистические положения последнего и опроверг его теистические предрассудки.

twitter.com facebook.com

Оставьте комментарий!

Не регистрировать/аноним

Используйте нормальные имена. Ваш комментарий будет опубликован после проверки.

Если вы уже зарегистрированы как комментатор или хотите зарегистрироваться, укажите пароль и свой действующий email.
(При регистрации на указанный адрес придет письмо с кодом активации и ссылкой на ваш персональный аккаунт, где вы сможете изменить свои данные, включая адрес сайта, ник, описание, контакты и т.д.)



grin LOL cheese smile wink smirk rolleyes confused surprised big surprise tongue laugh tongue rolleye tongue wink raspberry blank stare long face ohh grrr gulp oh oh downer red face sick shut eye hmmm mad angry zipper kiss shock cool smile cool smirk cool grin cool hmm cool mad cool cheese vampire snake excaim question

(обязательно)