Ленинская критика идеализма

Рубрика:Категория материи и основной вопрос философии Понедельник, 6 июля 2009 г.
Просмотров: 3201

Ленинская критика идеализма характеризуется, с одной стороны, конкретным анализом особенностей каждой разновидности идеализма, а с другой стороны, выявлением общего, главного, присущего всем разновидностям идеализма, а именно: отрицания существования внешнего мира вне и независимо от сознания и утверждения первичности психического по отношению к физическому. Приведем несколько примеров. Когда неокантианец О. Эвальд назвал теорию «принциальной координации» Авенариуса точкой зрения, которая ничем не отличается от абсолютного идеализма, Ленин в скобках отметил: «Термин неверный; надо было сказать: субъективный идеализм, ибо абсолютный идеализм Гегеля мирится с существованием земли, природы, физического мира без человека, считая природу лишь „инобытием" абсолютной идеи».

Ленин подверг критике Плеханова за то, что он игнорировал отличие махизма от субъективного идеализма Беркли, заключающееся в связи махизма с определенной школой в новой физике, в паразитировании на открытиях физики конца XIX в. «Разбирать махизм, игнорируя эту связь,— как делает Плеханов,— значит,— писал Ленин,— издеваться над духом диалектического материализма».

Ленин показал также различия между кантианской и юмистской разновидностями идеализма.

Наряду с этим он учил, что за всеми различиями идеалистических систем необходимо вскрывать их сущность, общность их классовых и гносеологических корней, их объективную роль в борьбе прогрессивной, материалистической и реакционной идеалистической идеологий.

Ленин отмечал, что идеалисты берут за исходное в гносеологии абстракции «психического». «Все равно, как называть эти абстракции: абсолютной ли идеей, универсальным ли Я, мировой волей и т.д., и т.п. Этим различаются разновидности идеализма, и таких разновидностей существует бесчисленное множество. Суть идеализма в том, что первоисходным пунктом берется психическое...» Ленин подчеркивал, что с точки зрения материализма различия между разновидностями философского идеализма несущественны.

Поэтому совершенно ошибочным является утверждение, которое иногда можно услышать и даже встретить в философской литературе, что ленинское определение материи как независимой от сознания объективной реальности якобы ничем, в сущности, не отличается от неотомистического признания существования источника человеческих ощущений и мыслей вне его сознания и что это определение недостаточно в борьбе с объективным идеализмом.

Ленинское определение материи подрывает основы любой идеалистической системы. «Раз вы отрицаете объективную реальность, данную нам в ощущении, вы уже потеряли всякое оружие против фидеизма...»,— указывает Ленин.

twitter.com facebook.com

Оставьте комментарий!

Не регистрировать/аноним

Используйте нормальные имена. Ваш комментарий будет опубликован после проверки.

Если вы уже зарегистрированы как комментатор или хотите зарегистрироваться, укажите пароль и свой действующий email.
(При регистрации на указанный адрес придет письмо с кодом активации и ссылкой на ваш персональный аккаунт, где вы сможете изменить свои данные, включая адрес сайта, ник, описание, контакты и т.д.)



grin LOL cheese smile wink smirk rolleyes confused surprised big surprise tongue laugh tongue rolleye tongue wink raspberry blank stare long face ohh grrr gulp oh oh downer red face sick shut eye hmmm mad angry zipper kiss shock cool smile cool smirk cool grin cool hmm cool mad cool cheese vampire snake excaim question

(обязательно)