К вопросу об основах философского материализма

Рубрика:Категория материи и основной вопрос философии Вторник, 14 июля 2009 г.
Просмотров: 3695

Конспектируя работу Л. Фейербаха «Лекции о сущности религии», В.И. Ленин делает на полях пометку «К вопросу об основах философского материализма». Он замечает, что уже Л. Фейербах указывал, что познание различия между мышлением и действительностью, составляющего основу философского материализма, есть начало всякого знания. Фейербах писал: «Познание существенного, нестираемого различия между мышлением и жизнью (или действительностью) есть начало (подчеркнуто мною.— Ф. А.) всякой премудрости в мышлении и жизни. Только различение является здесь истинной связью».

Идеалисты выступают и против признания предельной широты категории материи. Например, томист Веттер упрекает Ленина в том, что его определение материи как первичного, как объективной реальности, не зависимой от сознания людей, якобы «неопределенно». «...Оно настолько широко, что может объять все бытие и даже, будучи взято дословно,— духовное бытие». Это — искажение мысли В.И. Ленина. Как раз наоборот, указание на то, что материей является все то, что существует вне нашего сознания, исключает всякую возможность включения в понятие материи духовного бытия.

Неотомисты занимаются схоластическими упражнениями, заявляя, что они, мол, тоже признают объективное существование вещей и их свойств и отношений, независимость их от человеческого сознания, но зависимость их от сверхъестественного, божественного сознания. Разоблачая подобные заявления, диалектический материализм в полном соответствии с данными биологии, физиологии высшей нервной деятельности, психологии и социальных наук доказал, что духовное, идеальное, не есть нечто сверхъестественное, мистическое, потустороннее, что наши чувства, мысли, переживания имеют материальное происхождение.

Что же касается бога и прочих сверхъестественных сил, то основоположники марксистской философии глубоко вскрыли социальные и гносеологические корни появления подобных представлений. В.И. Ленин писал: «...всякий знает, что такое человеческая идея, но идея без человека и до человека, идея в абстракции, идея абсолютная есть теологическая выдумка идеалиста Гегеля. Всякий знает, что такое человеческое ощущение, но ощущение без человека, до человека, есть вздор, мертвая абстракция, идеалистический выверт». Обыкновенная человеческая идея, указывал Ленин, если ее оторвать от человека и от человеческого мозга, становится божеской.

По поводу заявления Г. Веттера о «неопределенности» и «широте» ленинского определения материи как первичного, как объективной реальности, существующей вне и независимо от сознания, заметим, что этого опредетления вполне достаточно, чтобы противопоставить материализм томизму, ибо последний отнюдь не стоит на той точке зрения, что существует независимый от сознания его источник, а признает именно божественное сознание, разум, волю источником всяких явлений.

Сказанное можно резюмировать следующим образом:

1. Диалектический материализм рассматривает понятие материи как центральную и главную категорию научного мировоззрения, ибо это понятие выражает важнейшие принципы марксистского философского материализма: объективное существование вещей и процессов действительности и способность человеческого мышления познать их.

Эти важнейшие мировоззренческие принципы уже заложены в формулировке Ф. Энгельсом основного вопроса философии как вопроса об отношении мышления к природе, сознания к материи.

2. Ленинское определение материи как объективной реальности, данной нам в ощущениях, выражает диалектико-материалистическое решение основного вопроса философии, т.е. утверждение первичности материи и ее познаваемости. Оно есть результат обобщения всей истории борьбы материализма с идеализмом, агностицизмом и метафизикой и направлено против всех возможных разновидностей как субъективного, так и объективного идеализма, против агностицизма.

3. Признание материи объективной реальностью, ее первичности по отношению к идеальному есть отстаивание линии материализма как единственно научной, есть защита принципа партийности философии. Ленинский анализ категории материи разоблачает прежде всего те подновленные идеалистические системы, которые только зарождались при жизни К. Маркса и Ф. Энгельса и получили свое полное развитие в эпоху империализма.

4. Философская категория материи является предельно широким понятием, отражающим не только явления природы, но и материальные явления общества. В

twitter.com facebook.com

Оставьте комментарий!

Не регистрировать/аноним

Используйте нормальные имена. Ваш комментарий будет опубликован после проверки.

Если вы уже зарегистрированы как комментатор или хотите зарегистрироваться, укажите пароль и свой действующий email.
(При регистрации на указанный адрес придет письмо с кодом активации и ссылкой на ваш персональный аккаунт, где вы сможете изменить свои данные, включая адрес сайта, ник, описание, контакты и т.д.)



grin LOL cheese smile wink smirk rolleyes confused surprised big surprise tongue laugh tongue rolleye tongue wink raspberry blank stare long face ohh grrr gulp oh oh downer red face sick shut eye hmmm mad angry zipper kiss shock cool smile cool smirk cool grin cool hmm cool mad cool cheese vampire snake excaim question

(обязательно)