История определения основного вопроса философии

Рубрика:Категория материи и основной вопрос философии Вторник, 7 июля 2009 г.
Просмотров: 4677

Чтобы опровергнуть эту ошибочную точку зрения, рассмотрим кратко историю определения основного вопроса философии и тем самым историю определения понятия материи в марксистской философии.

Как известно, основной вопрос философии наиболее полно сформулировал Энгельс в книге «Людвиг Фейербах и конец классической немецкой философии». В «Предисловии» к этой книге Энгельс, отмечая возрождение немецкой философии в ряде стран, писал: «Ввиду этого мне все более и более казалось своевременным изложить в сжатой систематической форме наше отношение к гегелевской философии,— как мы из нее исходили и как мыс ней порвали».

Формулируя основной вопрос философии, Энгельс привел пример идеалистического решения его Гегелем. Энгельс показал, что идеалистическое решение основного вопроса философии имеет исторические причины, связанные с ограниченными представлениями людей первобытного общества. Идеалистическое решение вопроса об отношении мышления к бытию связано с религиозными представлениями людей о том, что мышление и ощущения есть деятельность какого-то особого начала — бессмертной души. Рассматривая далее борьбу материализма и идеализма в средние века и в период становления капитализма, Энгельс писал: «Вопрос об отношении мышления к бытию,— о том, что является «первичным: дух или природа,— это вопрос, игравший, впрочем, большую роль и в средневековой схоластике, назло церкви принял более острую форму: создан ли мир богом или он существует от века?».

Энгельс и в ряде других мест особо останавливался на критике объективно-идеалистического решения основного вопроса философии. «Философы,— указывал он,— разделились на два больших лагеря сообразно тому, как отвечали они на этот вопрос. Те, которые утверждали, что дух существовал прежде природы, и которые, следовательно, в конечном счете, так или иначе признавали сотворение мира,— а у философов, например у Гегеля, сотворение мира принимает нередко еще более запутанный и нелепый вид, чем в христианстве,— составили идеалистический лагерь. Те же, которые основным началом считали природу, примкнули к различным школам материализма».

Таким образом, материалистическое решение основного вопроса философии Энгельсом направлено против всех разновидностей идеализма, в особенности против объективного идеализма.

Особое внимание Ленин уделял критике субъективного идеализма. Об этом говорят его определения линии материализма и идеализма. «Материализм — признание „объектов в себе" или вне ума; идеи и ощущения — копии или отражения этих объектов. Противоположное учение (идеализм): объекты не существуют „вне ума"; объекты суть „комбинации ощущений"». И далее:

«От вещей ли идти к ощущению и мысли? Или от мысли и ощущения к вещам? Первой, т.е. материалистической, линии держится Энгельс. Второй, т.е. идеалистической, линии держится Мах», «...для идеализма нет объекта без субъекта, а для материализма объект существует независимо от субъекта, отражаемый более или менее правильно в его сознании». И, наконец, Ленин дает такое синтетическое определение основного вопроса философии и его материалистическое решение, содержащее ответ на все ухищрения идеализма, охватывает все оттенки «новых» философских направлений. «Взять ли за первичное природу,— пишет он,—материю, физическое, внешний мир — и считать вторичным сознание, дух, ощущение (опыт, по распространенной в наше время терминологии), психическое и т.п., вот тот коренной вопрос, который «а деле продолжает разделять философов на два большие лагеря».

Если у Ф. Энгельса основной вопрос философии формулируется как вопрос об отношении мышления к бытию, духа к природе, то В.И. Ленин в соответствии с необходимостью вести борьбу с субъективным идеализмом, выступающим против понятия материи и рассматривающим вещи и явления физического мира как совокупности ощущений, дополнил и развил формулировку Энгельса положением о противоположности материи ощущениям.

twitter.com facebook.com

Комментариев: 1

  1. 2012-07-12 в 11:01:11 | Dianomik
    От [http://ru.science.wikia.com/wiki/Участник:Dianomik Dianomik] смотри [http://ru.science.wikia.com/wiki/Основной_вопрос_философии Основной вопрос философии]

Оставьте комментарий!

Не регистрировать/аноним

Используйте нормальные имена. Ваш комментарий будет опубликован после проверки.

Если вы уже зарегистрированы как комментатор или хотите зарегистрироваться, укажите пароль и свой действующий email.
(При регистрации на указанный адрес придет письмо с кодом активации и ссылкой на ваш персональный аккаунт, где вы сможете изменить свои данные, включая адрес сайта, ник, описание, контакты и т.д.)



grin LOL cheese smile wink smirk rolleyes confused surprised big surprise tongue laugh tongue rolleye tongue wink raspberry blank stare long face ohh grrr gulp oh oh downer red face sick shut eye hmmm mad angry zipper kiss shock cool smile cool smirk cool grin cool hmm cool mad cool cheese vampire snake excaim question

(обязательно)