Задача любой науки

Рубрика:Материя как категория познания Воскресенье, 26 июля 2009 г.
Просмотров: 3116

Задача любой науки, согласно философскому материализму,— познание того или иного вида материи, формы ее движения, структуры, свойства и т.п., т.е. познаете тех или иных сторон, связей отношений самой действительности, а не наших ощущений, представлений, наблюдений, называемых идеалистами опытом.

Позитивистский подход к анализу задач и содержания науки отрицает объективную реальность как источник наших знаний. В применении к объекту познания квантовой механики это означает, что предметом исследовании этой физической теории является не микрообъект сам по себе, а микрообъект в неразрывной связи с макроприбором. Здесь смешивается средство познания—-прибор — с объектом познания, и задача исследования переносится с изучения неизвестных свойств и закономерностей микропроцессов на познание средств познания в координации с объектом познания. В действительности же, квантовая механика показывает, что свойства и отношения «элементарных» частиц, а также сами микрообъекты не создаются и не обусловливаются приборами, а существуют независимо от приборов, от способов наблюдения и независимо от наблюдателя.

Вслед за неопозитивистами и прагматистами против ленинского положения об абсолютной противоположности материи и сознания в пределах основного гносеологического вопроса выступают и ревизионисты. Французский ревизионист А. Лефевр заявляет: «Нет ничего более противоречащего марксистской диалектике, чем ставить „реальное" на одну сторону, а его „отражение" в голове людей — на другую». Эта идея Лефевра не оригинальна. Пятьдесят лет назад махисты обвиняли материалистов в «удвоении» мира, в том, что у них якобы объективная реальность стояла на одной стороне, а сознание — на другой и т.п.

Отбросив основное положение марксистской философии о существовании «реального» вне и независимо от его познания человеком, Лефевр пересматривает и ленинское определение материи. Свой отход от материализма А. Лефевр обставляет различными оговорками. Он не отрицает «существования этого дерева вне меня», но «то, что это дерево может существовать вне всякого сознания,— другой вопрос. Это проблема».

И Лефевр решает эту проблему в духе Авенариуса, в смысле «непрерывного взаимодействия субъекта и объекта». «Новое» здесь только то, что он включает в субъект практическую деятельность. «Нет объекта без субъекта, нет субъекта без объекта; это положение понимается в рамках практической (социальной) деятельности, а не чистого сознания».

Французский философ-марксист Р. Гароди справедливо замечает: «Лефевр на деле переходит от той бесспорной мысли, что человек познает «вещи, производя их», к идеалистическому тезису, что вещи существуют только в силу производства их человеком. Эта замена существования вещей познанием их, замена действительности человеческим опытом характерна для идеализма.

Если субъективные идеалисты, в том числе современные позитивисты и ревизионисты, отрицают существование объекта наших восприятий вне опыта и логического мышления, то исходной посылкой марксистской теории познания является утверждение, что источник познания существует вне и независимо от познающего субъекта.

twitter.com facebook.com

Оставьте комментарий!

Не регистрировать/аноним

Используйте нормальные имена. Ваш комментарий будет опубликован после проверки.

Если вы уже зарегистрированы как комментатор или хотите зарегистрироваться, укажите пароль и свой действующий email.
(При регистрации на указанный адрес придет письмо с кодом активации и ссылкой на ваш персональный аккаунт, где вы сможете изменить свои данные, включая адрес сайта, ник, описание, контакты и т.д.)



grin LOL cheese smile wink smirk rolleyes confused surprised big surprise tongue laugh tongue rolleye tongue wink raspberry blank stare long face ohh grrr gulp oh oh downer red face sick shut eye hmmm mad angry zipper kiss shock cool smile cool smirk cool grin cool hmm cool mad cool cheese vampire snake excaim question

(обязательно)