Взгляды на материю Гоббса

Гоббс материалистически решает основной вопрос философии. Он критикует положение Декарта о существовании, кроме телесной протяженной субстанции, субстанции духовной, не протяженной — мышления. Положение Декарта «я мыслю, следовательно, я существую» можно принять, говорит Гоббс, ибо то, что мыслит и вообще проявляет какую-либо деятельность, не может быть ничем. Но английский мыслитель никак не мог согласиться с утверждением французского философа, что если я мыслю, то, следовательно, я есть мысль, дух, разум и т.п. Это равносильно, что если я есть нечто прогуливающееся, то я — прогулка, пишет Гоббс и заключает свое возражение Декарту утверждением, что «мыслящая вещь, являясь субъектом по отношению к духу, разуму, рассудку, тем не менее представляет собой нечто материальное». В своих возражениях на размышления Декарта Гоббс последовательно отстаивает положение, что существует только одна материальная субстанция, что познание, хотение, фантазирование, ощущение и т.д. не есть особая духовная субстанция — мышление, что мышление нельзя отделить от мыслящей материи, и, следовательно, мыслящая субстанция также материальна. Все есть материя, ничего нематериального, бестелесного в мире не существует.

Слова «...невещественное тело или (что то же самое) „невещественная субстанция" являются лишь пустым звуком... Слова субстанция и тело означают одно и то же, поэтому бестелесная субстанция есть слова, которые при соединении взаимно уничтожают одно другое, как если бы человек сказал бестелесное тело».

Отстаивая материальный характер мира, Гоббс блестяще разбивает аргументы Декарта о якобы врожденном характере идеи бога, категорически отрицает существование врожденных идей.

В связи с критикой идеалистических положений Декарта и в связи с рассмотрением вопросов теории познания Гоббс определяет материальный мир как источник наших мыслей и представлений, лежащий за их пределами. Подчеркнув существование природных объектов вне нас, Гоббс отмечает их чувственный характер, то, что они действуют на глаза, уши и другие органы чувств человека и вызывают ощущения. Того, что по своей сущности не может действовать на наши органы чувств и вызывать представления, не существует.

В основе всего объективного мира, т.е. природы и общества, по Гоббсу, лежит единая материальная субстанция— тело. Тела бывают естественные — продукты природы— и искусственные — продукты общества, иначе говоря,— предметы и явления, которые создаются человеческой волей.

У Гоббса есть попытка дать философское определение понятия материи—тела. Важнейшим «свойством» тела является то, что оно существует независимо от нашего мышления, через самое себя, и так как оно находится вне нас. то, отмечает Гоббс, его обозначают как внешне сущее. Оно познается при помощи чувств и разума. «Материю,— подчеркивает Гоббс,— нельзя ни производить, ни уничтожать, ни увеличивать, ни уменьшать, ни двигать с места по нашему желанию...».

Однако механистический и метафизический характер его материализма накладывает свой отпечаток и на понимание им исходной категории материалистической философии — категории материи. Материю Гоббс отождествляет с телом; она теряет приписываемую ей Бэконом многокачественность и многокрасочность. Это уже не все многообразие форм действительности, а лишь геометрическое тело. В своем определении материи (тела) Гоббс не пошел дальше евклидовского ее определения, как того, что имеет длину, ширину и глубину. Свойства материи, протяженность и фигура могут быть выражены только в геометрических определениях. Гоббс сводит материю к бескачественным элементам — линии, плоскости, толщине, величине.

Гоббс как материалист исходит из того, что предметы и явления мира не могут существовать вне пространства, что пространство неотъемлемо от материи. Однако недостаточный уровень развития естествознания, в особенности физики, и метафизический характер его философии не дают возможности решить вопрос о диалектической связи пространства и материи.

С одной стороны, у Гоббса есть ряд положений, отождествляющих тело с протяжением, с пространством; так, например, он считает, что «вещь есть нечто, что в силу его протяжения обыкновенно называется телом». «Телом является все то, что независимо от нашего мышления совпадает с какой-нибудь частью пространства или вместе с ней простирается», т.е. протяжение придает «материальный характер телу и оно с

twitter.com facebook.com

Оставьте комментарий!

Не регистрировать/аноним

Используйте нормальные имена. Ваш комментарий будет опубликован после проверки.

Если вы уже зарегистрированы как комментатор или хотите зарегистрироваться, укажите пароль и свой действующий email.
(При регистрации на указанный адрес придет письмо с кодом активации и ссылкой на ваш персональный аккаунт, где вы сможете изменить свои данные, включая адрес сайта, ник, описание, контакты и т.д.)



grin LOL cheese smile wink smirk rolleyes confused surprised big surprise tongue laugh tongue rolleye tongue wink raspberry blank stare long face ohh grrr gulp oh oh downer red face sick shut eye hmmm mad angry zipper kiss shock cool smile cool smirk cool grin cool hmm cool mad cool cheese vampire snake excaim question

(обязательно)