Врач и поэт Ибн-Сина

Рубрика:Взгляды на материю в философии средних веков и нового времени Суббота, 20 июня 2009 г.
Просмотров: 2661

Видными представителями материалистической тенденции в средние века были ученые-естествоиспытатели народов — Хорезм и, Фараби, Бируни, Ибн-Сина и др. Наиболее выдающимся и оригинальным мыслителем Средней Азии, а также Ирана был философ, естествоиспытатель, врач и поэт Ибн-Сина (Авиценна, 988—1037). В своих многочисленных сочинениях таджикский энциклопедист придавал большое значение изучению природы и стремился возродить интерес к ней. Свои философские выводы он пытается делать на основе наблюдений явлений природы.

Будучи дуалистом, Ибн-Сина считал началом бытия две субстанции—материальную и идеальную. Мир не менее вечен, чем сам бог, однако он есть эманация (истечение) божества, но в силу строгой необходимости, а не по воле бога.

Бытие разделяется на субстанцию и акциденцию. Акциденция — это та часть бытия, которая зависит от чего-либо другого, она вторична по отношению к субстанции. Наиболее универсальными категориями являются возможное (материя), необходимое (божество) и действительное (мир). В отличие от Аристотеля, по Ибн-Сине телесная форма не существует без материи, а содержится в последней. Необходимое—божество — содержит в себе возможное и действительное. Но возможное (материя) также содержит в себе действительное.

Предмет науки, по Ибн-Сине,— земля, небо, животные и растения — находится вне нас. Наука о природе изучает чувственные тела в движении и изменении. По знание невозможно без чувственного опыта.

Одной из главных философских проблем средневековья, тесно связанной с решением основного философского вопроса, а тем самым и с понятием материи, была проблема реальности или идеальности общих понятий (универсалий).

Этот вопрос был оригинально решен Ибн-Синой. Но его «мнению, «универсальное существует трояко: 1) до вещи — в божественном разуме; 2) в вещи, поскольку всеобщее есть сущность единичной вещи; 3) после вещи —в человеческом рассудке, который абстрагирует универсальное из отдельных вещей».

Такое решение проблемы универсалий — одной из немногих серьезных проблем средневековья — для своего времени имело важное значение.

В эпоху феодализма среди мыслителей народов Средней Азии широко было распространено представление о мире как состоящем из четырех элементов: огня, воды, земли и воздуха. Этой точки зрения придерживались основатель науки о природе в Армении математик, астроном, географ Анания Ширакаци (середина VII в.), автор гениальной поэмы «Витязь в тигровой шкуре» грузинский поэт и мыслитель Шота Руставели (XII в.), выдающийся узбекский поэт и мыслитель Алишер Навои (1441—1501) и другие прогрессивные мыслители того времени.

twitter.com facebook.com

Оставьте комментарий!

Не регистрировать/аноним

Используйте нормальные имена. Ваш комментарий будет опубликован после проверки.

Если вы уже зарегистрированы как комментатор или хотите зарегистрироваться, укажите пароль и свой действующий email.
(При регистрации на указанный адрес придет письмо с кодом активации и ссылкой на ваш персональный аккаунт, где вы сможете изменить свои данные, включая адрес сайта, ник, описание, контакты и т.д.)



grin LOL cheese smile wink smirk rolleyes confused surprised big surprise tongue laugh tongue rolleye tongue wink raspberry blank stare long face ohh grrr gulp oh oh downer red face sick shut eye hmmm mad angry zipper kiss shock cool smile cool smirk cool grin cool hmm cool mad cool cheese vampire snake excaim question

(обязательно)