Проблема активности материи

Рубрика:Взгляды на материю в философии средних веков и нового времени Суббота, 27 июня 2009 г.
Просмотров: 3010

В конце XVII столетия проблему активности материи, неразрывности ее с движением разрабатывал с позиции объективного идеализма немецкий философ и математик Г. В. Лейбниц (1646—1716). Он выступал против учения Декарта, Спинозы, Локка и Толанда о материальной природе мира.

Лейбниц критикует положение Декарта о том, что сущность тела, материи состоит в ее протяженности.

Такое понимание материи сводит все ее свойства к геометрическим; оно допускает движение, но при подобном представлении последнее не может возникнуть, не может быть передано другому телу и все тела абсолютно неразличимы и однородны, как неразличимы и однородны части пространства. По Лейбницу, субстанция заключает в себе, кроме протяжения, еще и сопротивление, т.е. действие и способность подвергаться действию, иначе говоря, тела обладают свойством инертности. Тела обладают также свойством непроницаемости.

В противоположность дуализму Декарта и его признанию материи в границах физики единственной субстанцией, Лейбниц—плюралист, он рассматривает мир как совокупность духовных начал. В основе всех тел и мира в целом лежат духовные сущности. Последние элементы вещей, «истинные атомы природы» суть простые, неделимые субстанции, названные Лейбницем монадами. Материя и ее протяженность— продукты деятельности нематериальных и непротяженных монад.

Монады созданы божеством, путем некоторого рода эманации—излучения, подобно тому, как мы производим наши мысли. Каждая субстанция—особый мир, независимый от всего другого, кроме бога. Бог — первичная монада, основа всего существующего.

Монады как субстанции или исходные начала всего существующего представляют из себя простые единства, абсолютно лишенные частей, они — первые абсолютные принципы сложения вещей и последние элементы в анализе вещей. Это метафизические точки: в отличие от физических они неделимы, а в отличие от геометрических не занимают пространства. Монады — субстанции деятельные, они — источник деятельности, это первые энтелехии. Их отличие от телесной субстанции, которая в XVII в. рассматривалась как начало пассивное, как лишь протяженная, мертвая, извне приводимая в движение масса, не способная к деятельности, состоит в том, что они являются субстанциями, имеющими в себе деятельную силу.

Монады бесконечно многообразны. Лейбниц строит целую иерархию монад. Самыми низшими монадами являются те, из которых образуются тела неорганической природы. Это простые, голые монады. Они обладают лишь смутными представлениями. Поскольку монады — своего рода «души», то неживой природы, по Лейбницу, не существует. Отрицание неорганической, неживой природы обосновывается и «законом непрерывности». Природа никогда не делает скачков, утверждает Лейбниц. Во всем бывают ступени, между ничто и богом существует бесконечное число ступеней, и самая низшая ступень природы состоит из жизненных начал, которые имеют восприятие и влечение. Животные обладают монадами—душами, здесь уже большая ясность и активность духовной жизни. Они уже обладают ощущениями и представлениями.

Животные никогда не образуются из неорганической массы, а возникают из предсуществующего органического тела.

Человек является сочетанием высших монад — духов, которые обладают ясным представлением и пониманием действительности. По поводу учения Лейбница о монадах Ленин писал: «монады души своего рода. Лейбниц - идеалист. А материя нечто вроде инобытия души или киселя, связующего их мирской, плотской связью».

Маркс отмечал, что в философии XVII—XIX вв. деятельная сторона в противоположность материализму развивалась идеализмом. Уже Лейбниц, как писал Фейербах, в отличие от Спинозы к понятию субстанции прибавил понятие силы, принцип самодвижения. В этом, указывал Ленин, «...Лейбниц через теологию подходил к принципу неразрывной (и универсальной, абсолютной) связи материи и движения».

twitter.com facebook.com

Оставьте комментарий!

Не регистрировать/аноним

Используйте нормальные имена. Ваш комментарий будет опубликован после проверки.

Если вы уже зарегистрированы как комментатор или хотите зарегистрироваться, укажите пароль и свой действующий email.
(При регистрации на указанный адрес придет письмо с кодом активации и ссылкой на ваш персональный аккаунт, где вы сможете изменить свои данные, включая адрес сайта, ник, описание, контакты и т.д.)



grin LOL cheese smile wink smirk rolleyes confused surprised big surprise tongue laugh tongue rolleye tongue wink raspberry blank stare long face ohh grrr gulp oh oh downer red face sick shut eye hmmm mad angry zipper kiss shock cool smile cool smirk cool grin cool hmm cool mad cool cheese vampire snake excaim question

(обязательно)