Отношение души и тела

Рубрика:Категория материи в нерасчлененной науке древнего мира Среда, 17 июня 2009 г.
Просмотров: 3659

Большое внимание древнегреческие философы уделяли вопросу об отношении «души» и тела. Душу Фалес отличал от тела, но считал ее материальной. Анаксимен считал душу, так же как и другие предметы и явления природы, воздухом. Гераклит учил, что существование космоса не зависит ни от бога, ни от человека. Мир, говорит Гераклит, «...не создан никем из богов и никем из людей, а был, есть и будет вечно живым огнем, закономерно воспламеняющимся и закономерно угасающим». Этот замечательный фрагмент Гераклита Ленин оценил как «очень хорошее изложение начал диалектического материализма».

Действительно, здесь сформулировано основное диалектико-материалистическое положение о существовании и развитии мира независимо от бога и человека.

Душа (психея), согласно Гераклиту, материальна, она лишь одно из переходных состояний огня. Индивидуальное сознание — частица вселенского огня. Окружающая нас среда вступает в материальное общение с нашими органами чувств, в результате чего мы познаем мир.

Взгляды на материю милетской школы и Гераклита были встречены враждебно пифагорейцами и элеатами

Пифагорейцы считали основой явлений природы числа. Они отрывали количественную сторону предметов и процессов природы от реальных явлений, материи, превращали числа в самостоятельные существа, обожествляли их. В вопросе о соотношении психики и материи пифагорейцы отстаивали религиозные догмы о бессмертии души и мистические представления о перевоплощении (метампсихоза). Против материализма и диалектики Гераклита выступали также элеаты. Основой категорий своей философии они выдвинули «бытие», которое трактовалось как неизменное, неподвижное и тождественное

«Бытие» превращается у главы элеатов Парменида в некую потустороннюю умопостигаемую сущность, противоположную всему чувственному. Они ведут борьбу также против тезиса Гераклита о доверии к показаниям органов чувств и отрицают значение чувств как источника знания.

Философские и естественнонаучные представления о материи милетцев и Гераклита в V в. до н.э. развивали далее материалисты Анаксагор и Эмпедокл, чья заслуга состояла в том, что они перешли от чувственно-созерцательных представлений о материи к вопросам о ее строении.

twitter.com facebook.com

Оставьте комментарий!

Не регистрировать/аноним

Используйте нормальные имена. Ваш комментарий будет опубликован после проверки.

Если вы уже зарегистрированы как комментатор или хотите зарегистрироваться, укажите пароль и свой действующий email.
(При регистрации на указанный адрес придет письмо с кодом активации и ссылкой на ваш персональный аккаунт, где вы сможете изменить свои данные, включая адрес сайта, ник, описание, контакты и т.д.)



grin LOL cheese smile wink smirk rolleyes confused surprised big surprise tongue laugh tongue rolleye tongue wink raspberry blank stare long face ohh grrr gulp oh oh downer red face sick shut eye hmmm mad angry zipper kiss shock cool smile cool smirk cool grin cool hmm cool mad cool cheese vampire snake excaim question

(обязательно)