Основное положение кантовского идеализма

Основное положение кантовского идеализма, развитого в его философских работах «Критике чистого разума» и других, состоит в утверждении существования непознаваемого мира «вещей в себе». Дуализм Канта проявляется прежде всего в том, что он признает существование двух миров: мира «вещей в себе» и мира явлений (природа). К этому выводу Кант приходит на основе исследования объекта познания.

В процессе познания субъекту противостоит независимая от него действительность — «вещь в себе». «Вещи в себе» действуют на наши чувства, вызывают в них ощущения, ничем не связанные друг с другом, и выступают в хаотическом состоянии. Они не являются копиями, образами «вещей в себе». Пространственно-временную

связь в - этот хаос ощущений вносят существующие до опыта и независимо от него формы чувственности — пространство и время. Дальнейшая более глубокая связь между ощущениями вносится категориями, априорными формами рассудка. Соединение результата воздействий «вещей в себе» на органы чувств человека — ощущений с априорными формами сознания дает нам предмет познания, который Кант называет природой.

Таким образом, с одной стороны, существует мир «вещей в себе», которые не являются предметом познания они принципиально непознаваемы, а с другой стороны, предмет познания — природа, мир явлений, который конструируется сознанием и не существует вне и независимо от него.

«Вещь в себе», по Канту, не находится в пространстве и времени, ей не присущи свойства движения, количественные и качественные изменения, причинно-следственные связи и закономерности; тем самым ее нельзя признать материальной вещью. Она не дана в наших ощущениях как их содержание, как чувственный материал, ибо она не копируется и не отражается органами чувств, а лишь вызывает, порождает ощущения, следовательно, она нечто сверхчувственное.

Вопреки этим выводам, вытекающим из теории познания Канта, и некоторым его определениям «вещей в себе» как «предельного понятия», «регулятивной идеи» и т.п., он все же исходит в своей философии из реальности вещей в себе. Однако, как отмечает Ленин, Кант недостаточно материалистично смотрит на вещь в себе, в его определении ей недостает объективности.

Она, по образному выражению Фейербаха, есть «абстракция без реальности».

twitter.com facebook.com

Оставьте комментарий!

Не регистрировать/аноним

Используйте нормальные имена. Ваш комментарий будет опубликован после проверки.

Если вы уже зарегистрированы как комментатор или хотите зарегистрироваться, укажите пароль и свой действующий email.
(При регистрации на указанный адрес придет письмо с кодом активации и ссылкой на ваш персональный аккаунт, где вы сможете изменить свои данные, включая адрес сайта, ник, описание, контакты и т.д.)



grin LOL cheese smile wink smirk rolleyes confused surprised big surprise tongue laugh tongue rolleye tongue wink raspberry blank stare long face ohh grrr gulp oh oh downer red face sick shut eye hmmm mad angry zipper kiss shock cool smile cool smirk cool grin cool hmm cool mad cool cheese vampire snake excaim question

(обязательно)