Операционализм

Рубрика:Материя как категория познания Понедельник, 27 июля 2009 г.
Просмотров: 2993

Разновидностью неопозитивистской трактовки понятий, имеющей известное распространение среди естественников, а в особенности среди физиков, является операционализм. Во главе этой разновидности позитивизма стоит американский физик-экспериментатор П. Бриджмен. По его мнению, физические понятия можно определить только через некоторую операцию измерения. Измерения могут быть фактическими или мысленными экспериментами. «Вообще .под любым понятием мы понимаем только серию операций,—пишет П. Бриджмен;— понятие есть синоним соответствующей серии операций.., Понятия могут быть определены только в сфере действительного эксперимента и являются неопределенными и бессмысленными в области, нетронутой экспериментом».

В действительности же содержание научных понятий не зависит от экспериментатора, от операции измерения, от отдельных показаний приборов; оно объективно, ибо отражает ту или иную сторону, свойства, отношения материальных предметов и процессов. Это отражение предполагает и измерение количественных свойств и сторон предмета и их изменений, постановку ряда экспериментов, использование силы абстракции, ибо в основе процесса отражения действительности в понятиях человека лежит практика.

Операционализм абсолютизирует один момент познания — процесс измерения и превращает его в единственный способ образования понятий и в их содержание. Содержанием понятий становятся чувственные данные — операции, 'измерения, показания приборов — только то, что непосредственно дано в восприятиях.

Таким образом, понятия здесь оторваны от объективного мира, не являются его копиями; рациональное познание сводится к чувственным актам измерения, абсолютизируется роль единичного эксперимента, и он противопоставляется общественной и производственной практике человека.

Субъективно-идеалистическая сущность операционалистского подхода к определению понятий хорошо видна на примере .определения понятия «физическая реальность». «Общая черта всех явлений, которым мы приписываем и „физическую реальность",— пишет Бриджмен,— это что они могут быть определены посредством инструментальных операций, сделанных в данном месте в данный момент». Нельзя говорить, по Бриджмену, о «физической реальности» как независимой от человеческих операций. В переводе на философский язык это означает, что нельзя говорить об объекте наблюдения вне зависимости от субъекта. Известный логический позитивист Ф. Франк в понятие «физическая реальность» также вкладывает субъективно-идеалистический смысл. Он утверждает, что «мы можем приписать „физическую реальность" объектам новой механики при условии, если мы понимаем „реальность в операционалистском... смысле». Реальность, по Франку,— это не физический мир, существующий вне и независимо от субъекта, а то, что существует лишь постольку, поскольку человек производит над ним определенные физические операции измерения или мог бы производить их. Что касается понятия «материя», то здесь Ф. Франк непреклонен. Слово «материя», заявляет он, надо «изгнать» из научной физики, ибо оно якобы двусмысленно. «Можно сказать, что мир „реален в операционалистском смысле", но никоим образом нельзя говорить, что он „материален"».

Чтобы избежать обвинения в противоречии здравому смыслу и спасти идеалистическую философию, Ф. Франк говорит о разнице между представлениями людей в обыденной жизни и научными понятиями, ставит непроходимый барьер между ними. Например, в своем докладе на Международном философском конгрессе в 1958 т. в Венеции Франк пытался доказать, что «новая физика ничего не говорит нам нового о „материи" или „духе, но очень много о семантике. Мы узнаем, что язык, на котором „человек с улицы" описывает свой повседневный опыт, не пригоден для формулирования общих законов физики. Необходимо изобрести новый научный язык...»

В связи с этим Франк развивает махистский тезис об «исчезновении материи» и уверяет, что он основывается на результатах определенных физических опытов. Франк говорит, что положение «материя исчезла» понимается в операнионалистском смысле, а не в смысле «человека с улицы», ясно, что эта отговорка лишь запутывает вопрос.

twitter.com facebook.com

Оставьте комментарий!

Не регистрировать/аноним

Используйте нормальные имена. Ваш комментарий будет опубликован после проверки.

Если вы уже зарегистрированы как комментатор или хотите зарегистрироваться, укажите пароль и свой действующий email.
(При регистрации на указанный адрес придет письмо с кодом активации и ссылкой на ваш персональный аккаунт, где вы сможете изменить свои данные, включая адрес сайта, ник, описание, контакты и т.д.)



grin LOL cheese smile wink smirk rolleyes confused surprised big surprise tongue laugh tongue rolleye tongue wink raspberry blank stare long face ohh grrr gulp oh oh downer red face sick shut eye hmmm mad angry zipper kiss shock cool smile cool smirk cool grin cool hmm cool mad cool cheese vampire snake excaim question

(обязательно)