Ограниченность воззрений русских материалистов

Рубрика:Взгляды на материю в философии средних веков и нового времени Суббота, 4 июля 2009 г.
Просмотров: 3322

Чернышевский и Добролюбов создали стройное эстетическое учение, основанное на революционном демократизме и материалистическом положении о первичности действительности, жизни и вторичности эстетического сознания.

С позиций материалистического монизма они ведут борьбу против идеалистической философии, которая отрывает духовные явления жизни от их материального носителя, рассматривая их как первичные по отношению к материальным явлениям.

Ограниченность воззрений русских материалистов середины XIX в. в решении вопросов общественной жизни, природы человека заключалась в том, что они не видели качественного отличия общества от природы, человека от животного мира, не понимали, что естественные науки не могут раскрыть природу, сущность человека как общественного существа.

«Основанием для той части философии, которая рассматривает вопросы о человеке,— писал Н. Г. Чернышевский,— точно так же служат естественные науки, как и для другой части, рассматривающей вопросы о внешней природе. Принципом философского воззрения на человеческую жизнь со всеми ее феноменами служит выработанная естественными науками идея о единстве человеческого организма; наблюдениями физиологов, зоологов и медиков отстранена всякая мысль о дуализме человека. Философия видит в нем то, что видят медицина, физиология, химия; эти науки доказывают, что никакого дуализма в человеке не видно, а философия прибавляет, что если бы человек имел, кроме реальной своей натуры, другую натуру, то эта другая натура непременно обнаружилась бы в чем-нибудь, и так как она не обнаруживается ни в чем, так как все происходящее и проявляющееся в человеке происходит по одной реальной его натуре, то другой натуры в нем нет».

Положительным в этой постановке является то, что «антропологический принцип», идея естественного единства человеческого организма направлены против идеализма и дуалистического разрыва человека на душу и тело. По сравнению с материализмом XVIII в., рассматривавшим человека как машину, антропологизм Фейербаха и Чернышевского был шагом вперед. В глазах Чернышевского человек—не только сложный биологический организм, высший этап развития всего живого; для развития человека необходимы не только явления так называемого материального порядка (человек ест, ходит), но и явления так называемого нравственного порядка (человек думает, чувствует, желает). Чернышевский не отождествляет явления идеальные, нравственные с явлениями материальными, однако считает возможным использовать точные приемы, выработанные естествознанием для объяснения явлений нравственного мира. К таким приемам прежде всего относится причинное рассмотрение этих явлений. В.И. Ленин отмечает у Чернышевского результат влияния Фейербаха: «...антропологический принцип и натурализм суть лишь неточные, слабые описания материализма».

В отличие от Фейербаха, элементы антропологизма Чернышевского сочетались с зачатками материалистического понимания истории, с положениями о том, что взгляды, нравы людей меняются с изменением «материального быта». Он рассматривал не «человека вообще», как Фейербах, а «простолюдина», его потребности. Кроме того, материализм Чернышевского был связан с диалектикой, хотя его диалектика, как и материализм, была незавершенной. Русские революционные демократы XIX в. не поднялись до диалектического и исторического материализма.

Обобщая сказанное о представителях домарксистской философии XVII — первой половины XIX в., надо указать, что они конкретизировали и развили далее материалистические и стихийно-диалектические взгляды мыслителей древности на материю.

1. Материалистическая философия в борьбе с идеализмом обосновывала и развивала основные положения о первичности материи и вторичности сознания, о познаваемости материального мира. Борьба материализма и идеализма наиболее ярко проявлялась в трактовке вопроса о природе мира и его познании.

Взгляды на материю развивались в этот период на более высоком уровне философских и естественнонаучных знаний.

2. Определение философской категории материи тесно связано с решением вопроса о соотношении объекта (предмета познания) и субъекта (человека, познающего мир). Домарксовские материалисты преимущественно развивали одну сторону этой проблемы, говоря о предмете познания: категорию материи они рассматривали в связи с категориями формы, свойства, субстанции, движения и т.д. Определение же материи через ее отношени

е к сознанию не стояло тогда в центре внимания, хотя и отмечалась первичность природы, материи относительно сознания, духа.

Борьба материализма с идеализмом создавала предпосылки для выделения проблемы соотношения сознания и материи из других философских проблем в качестве основной и определяющей. Гегель превратил эту проблему в исходную и основную с целью обосновать главный принцип объективного идеализма — принцип тождества мышления и бытия, субъекта и объекта.

3. Домарксовские материалисты свои представления о материи, трактовку самого понятия материи связывали с достижениями современного им естествознания, делая при этом атеистические выводы. Не случайно ярый враг материализма, основоположник субъективного идеализма нового времени английский епископ Беркли, признавая шаткость и недостаточность своих доводов против понятия материи, требовал от сторонников идеализма и религии непримиримой борьбы с этим понятием.

4. Движение познания шло от представления о материи как единичном — живой, качественно своеобразной чувственной индивидуальности, где материя, форма и движение неразрывны (Бэкон)—к особенному, где материальное сводится к протяженному (Гоббс, Декарт) или к инертной массе и качественно однородным атомам (Ньютон, французские материалисты). Материалисты XVII — первой половины XIX в. сформулировали ряд положений о материи, раскрывающих всеобщее свойство и стороны объективного мира: материальное его единство, неразрывность материи и движения, объективный характер закономерностей природы, единство материи, пространства и времени и др. Естественно, что в своих формулировках, за исключением отдельных гениальных догадок, они не могли выйти за пределы господствующего в то время метафизического способа мышления.

twitter.com facebook.com

Оставьте комментарий!

Не регистрировать/аноним

Используйте нормальные имена. Ваш комментарий будет опубликован после проверки.

Если вы уже зарегистрированы как комментатор или хотите зарегистрироваться, укажите пароль и свой действующий email.
(При регистрации на указанный адрес придет письмо с кодом активации и ссылкой на ваш персональный аккаунт, где вы сможете изменить свои данные, включая адрес сайта, ник, описание, контакты и т.д.)



grin LOL cheese smile wink smirk rolleyes confused surprised big surprise tongue laugh tongue rolleye tongue wink raspberry blank stare long face ohh grrr gulp oh oh downer red face sick shut eye hmmm mad angry zipper kiss shock cool smile cool smirk cool grin cool hmm cool mad cool cheese vampire snake excaim question

(обязательно)