Общественное бытие — материальная жизнь общества
При определении категории материи, выражающей сущность материалистического мировоззрения, очень важно рассмотреть также вопрос о соотношении ее с категорией общественного бытия. Некоторые марксисты рассматривают категорию материи как категорию физического бытия и только. Другие же справедливо утверждают, что качественно новым в определении категории материи у Маркса и Энгельса является включение материальной основы человеческого общества в понятие материи.
Важнейшим отличием марксистской философии от всех предшествующих систем является то, что диалектико-материалистическое мировоззрение представляет собой целостное философское учение, относящееся как к по ироде, так и к обществу. Материя в качестве исходной категории всего марксистского мировоззрения выступает центральной категорией и в историческом материализме.
«Материализм,— писал В.И. Ленин,— вообще признает объективно реальное бытие (материю) независимое от сознания, от ощущения, от опыта и т.д. человечества. Материализм исторический признает общественное бытие независимым от общественного сознания человечества».
Как известно из истории философии, до К. Маркса и Ф. Энгельса не было ни одного мыслителя, который последовательно распространил бы основные принципы материализма — признание существования материальных явлений вне и независимо от идеальных и их познаваемость — на все области объективного мира, включая и общество; поэтому до марксистской философии не было материалистического понимания истории.
Величайшая заслуга марксизма состоит в том, что он на основе всестороннего научного анализа общественных явлений пришел к выводу, что общественные отношения делятся на материальные и идеальные. Материальные общественные отношения — это такие, «которые складываются, не проходя через сознание людей...» Создав исторический материализм на основе глубокого исследования и кропотливого анализа «Мон-Блана фактического материала» из области общественных отношений капиталистического общества, К. Маркс и Ф. Энгельс тем самым достроили здание материалистической философии.
Анализируя сущность и значение революционного переворота в философии, в области познания общественной жизни, совершенного Марксом и Энгельсом, Ленин обращает внимание на теоретические предпосылки, обусловившие возможность создания материалистического понимания истории.
1. Последовательное проведение идей диалектики и материализма во всех областях знания, распространение диалектического материализма на познание общественной жизни.
2. Конкретное исследование огромного фактического материала.
В.И. Ленин отмечает, что Маркс уже в 40-х годах высказал гениальную идею — идею материализма в социологии, «которая впервые создавала возможность строго научного отношения к историческим и общественным вопросам». Высказав эту идею, Маркс «берется за фактическое (это nota bene) изучение материала».
Исходным пунктом для открытия материалистического понимания истории явилось диалектико-материалистическое решение вопроса об отношении между общественным бытием и общественным сознанием людей на основе конкретного исследования экономических, политических и других отношений капиталистического общества. «Не сознание людей определяет их бытие, а, наоборот, их общественное бытие определяет их сознание»,— писал К. Маркс.
Буржуазные философы и ревизионисты, борясь против марксистской философии, пытаются противопоставить исторический материализм диалектическому, изолировать первый от философии марксизма-ленинизма, противопоставить его целому.
Еще записи по теме
- Абсолютная противоположность материи и сознания в пределах основного вопроса философии
- Ленинская критика идеализма
- Вопрос об отношении сознания к материи
- Категории материи и партийность философии
- Некоторые спорные вопросы определений материи
- Дальнейшее развитие принципа партийности
- История определения основного вопроса философии