Неразрывность материи и движения

Рубрика:Материальность мира и его единство Пятница, 17 июля 2009 г.
Просмотров: 3901

Неразрывность материи и движения в том, что материя— носитель движения, его материальное содержание, субстанция; движение же есть форма существования материи, ее атрибут. В.И. Ленин определял мир как движение объективной реальности, отражаемой нашим сознанием. Поэтому дело не меняется от того, говорим ли мы: «мир есть движущаяся материя или: мир есть материальное движение...», ибо как в том, так и в другом случае подчеркивается, что речь идет не о движении мыслей и ощущений, а о движении материи, материальных тел. Отсюда вытекает и второй вывод, что не существует чистого движения, движения вообще, без того, что движется. Вопрос о том, что движется, есть вопрос о носителе движения, о субстанции.

В.И. Ленин резко критиковал Оствальда, утверждающего, что признание материи носителем движения равносильно разложению природы на «подлежащее и сказуемое». Это такой же софизм, отмечал Ленин, как утверждение, что наши суждения обязаны состоять из электронов и эфира. «На деле, мысленное устранение материи как „подлежащего", из „природы", означает молчаливое допущение мысли как «подлежащего» (т.е. как чего-то первичного, исходного, независимого от материи) в философию».

Таким образом, неразрывность материи и движения Ленин также рассматривает под углом зрения основного вопроса философии, в плане противопоставления материализма идеализму.

Определение В.И. Лениным мира как движущейся материи строго научно. Оно является материалистическим, .поскольку подчеркивается материальность мира и диалектическим, поскольку подчеркивается движение, изменчивость мира. Характеристика мира как материального — и только — была бы односторонней, ибо материя не может существовать вне движения. «Лишь в движении тело обнаруживает, что оно есть».

Марксистское положение о том, что материя не может существовать вне движения, что движение — способ ее существования, обосновывает принцип материальности мира, доказывает, что многообразные явления в мире представляют не разрозненные самостоятельные сущности, а различные виды движущейся материи, что в мире нет ничего нематериального, духовного, сверхъестественного. Все есть продукт движущейся материи — наша солнечная система, Земля, жизнь на ней, человек и т.п. Если все явления и процессы внешнего мира материальны, суть порождения развивающейся материи, то мир представляет собой единое целое, не разорванное на земной и божественный, на посюсторонний и потусторонний, на чувственный и сверхчувственный. Мир по природе своей един, и единство его состоит в материальности.

Но если рассматривать мир как простую сумму разрозненных, взаимно не связанных, не взаимодействующих, неподвижных вещей и явлений, то мы не придем к представлению о его материальном единстве. Дюринг, будучи метафизиком, для установления единства мира искал общее. Это общее получалось в результате простого отбрасывания всех частных, особенных признаков тел. Таким общим он считал бытие. Всему вообще — и материи и духу — присуще бытие, существование.

Однако общее утверждение, что все предметы и явления мира существуют, писал Энгельс, «не только не может придать им никаких иных, общих или необщих, свойств, но на первых порах исключает из рассмотрения все такие свойства. Ибо как только мы от простого основного факта, что всем этим вещам обще бытие, удалимся хотя бы на один миллиметр, тотчас же перед нашим взором начинают выступать различия в этих вещах».

Последовательное проведение диалектического материализма в объяснении всех явлений природы и общества дало возможность основоположникам марксизма всесторонне обосновать одно из краеугольных положений диалектического материализма — о материальном единстве мира. Положение Ф. Энгельса о том, что единство мира состоит в его материальности, которая доказывается многовековым развитием философии и естествознания, было гениальным выводом из глубокого материалистического обобщения как истории естествознания, так и современных данных науки. Энгельс писал, что в его время факты, накопленные эмпирическим естествознанием, делали возможным в довольно систематической форме построение общей картины природы как связного целого. Такую общую картину мира он и нарисовал в своих работах «Диалектика природы», «Анти-Дюринг», «Людвиг Фейербах и конец немецкой классической философии». Энгельс изобразил картину мира как исторический процесс развития материи от вихреобр

twitter.com facebook.com

Оставьте комментарий!

Не регистрировать/аноним

Используйте нормальные имена. Ваш комментарий будет опубликован после проверки.

Если вы уже зарегистрированы как комментатор или хотите зарегистрироваться, укажите пароль и свой действующий email.
(При регистрации на указанный адрес придет письмо с кодом активации и ссылкой на ваш персональный аккаунт, где вы сможете изменить свои данные, включая адрес сайта, ник, описание, контакты и т.д.)



grin LOL cheese smile wink smirk rolleyes confused surprised big surprise tongue laugh tongue rolleye tongue wink raspberry blank stare long face ohh grrr gulp oh oh downer red face sick shut eye hmmm mad angry zipper kiss shock cool smile cool smirk cool grin cool hmm cool mad cool cheese vampire snake excaim question

(обязательно)