Микрочастица — конкретного вида материи
Определение микрочастицы как конкретного вида материи и ее свойств как материальных характеризуется не набором инвариантных величин, а отношением частицы и ее свойств к сознанию, к наблюдателю. Считая объекты квантовой механики — электроны, протоны, нейтроны и т.п.— существующими вне и независимо от субъекта, от наблюдателя, от процесса измерения, наблюдения и т.д., мы их определяем как материальные, становимся на точку зрения материализма. Те же, кто их рассматривает как только мысленные объекты, логические конструкции, продукты измерения, наблюдения, отрицают материальность этих частиц и вводят в физику чуждую ей идеалистическую философию.
Вопрос о том, существуют ли микротела — атомы, электроны, поля и т.д. вне и независимо от сознания, от наблюдения, или они — продукты сознания, наблюдения— есть философский вопрос, который решается на основе данных специальных наук и человеческой практики. Хотя это вопрос и философский, но необязательно, чтобы его решали только философы; на этот вопрос неизбежно отвечают естествоиспытатели, согласно своему мировоззрению, той философии, которой они сознательно или стихийно придерживаются.
Существуют ли «элементарные» частицы, поля и т.д. вне человеческого сознания, вне «ситуации в экспериментальной установке» как объективная реальность или нет? Отвечая на этот вопрос, М. Борн говорит «да» и этим решает его в пользу материализма против позитивизма. Отождествляя же объективную реальность с инвариантом, Борн ослабляет свою материалистическую позицию, ибо в истории познания известно, что величины, инвариантные в одних теориях, перестают быть таковыми в других, отражающих более глубокие связи.
М. Борн сам отмечает этот факт: «Естественно, что величины, которые в старых теориях рассматривались как инварианты, например расстояние в жестких системах, интервалы времени, отмеченные по часам, находящимся в разных местах, массы тел, ныне обнаруживаются как проекции, как компоненты инвариантных величин, которые непосредственно недоступны».
Если отождествить инвариант с объективной реальностью, как это делает М. Борн, то при изменении наших знаний и превращении инварианта в проекцию, употребляя его терминологию, объективная реальность становится чем-то неопределенным, зависимым от изменения наших знаний о свойствах и отношениях материальных тел.
В этой связи напомним аналогичную ситуацию в физике на рубеже XIX—XX вв. Старая классическая физика и метафизический материализм отождествляли объективную реальность, материю с атомом, с массой, последнюю же рассматривали как количество материи.
Изменение физических представлений об атоме, о массе в конце XIX в. привело физиков, не знающих диалектического материализма, к утверждению «атом дематериализовался», «материя исчезла».
На самом же деле не «материя исчезла», а наши знания о материи, ранее не простиравшиеся дальше атома, углубились и атом оказался пройденной ступенькой, этапом в познании объективной реальности; также изменилось .представление о массе как свойстве материальных тел. Однако осталось неизменным материалистическое положение о существовании материи вне и независимо от наших знаний о ее строении и свойствах.
Изменяются также и будут изменяться физические представления об инвариантных величинах, но останется неизменным, не устареет положение диалектического материализма об объективном существовании материальных тел, их свойств и отношений, о существовании их вне и независимо от сознания, от наблюдения, от «ситуаций в приборах».