Материя по Дидро

Рубрика:Взгляды на материю в философии средних веков и нового времени Понедельник, 29 июня 2009 г.
Просмотров: 6738

Если материя существует вечно и движение расположило ее в известном порядке, сообщило ей все те формы, которые она сохраняет и сейчас, замечает Дидро, то не нужен миф о творении Вселенной богом.

Присоединяясь к материалистам XVII в., утверждавшим, что тело обладает протяженностью, он писал, что движение есть «такое же реальное свойство, как длина, ширина... Я, физик и химик, который берет тела такими, какими они бывают в природе, а не в моей голове,— я вижу их жизнедеятельными во всем их разнообразии, одаренными свойствами, способностью к действиям и подвижными как во Вселенной, так и в лаборатории...».

Дидро под материей понимал совокупность молекул. Каждой молекуле присущ внутренний источник движения. Молекула одушевлена тремя родами действий: действием тяжести, действием ее интимной силы и действием всех других молекул на нее. Только о внутренней, интимной силе можно сказать, что она «не иссякает; она неизменна, вечна». Материя, по Дидро, разнообразна, гетерогенна. В природе существует бесконечное количество разнообразных элементов, и у каждого из этих элементов благодаря его разнообразию имеется своя особая, внутренняя, непреложная, вечная, неразрушимая сила.

В «Разговоре Даламбера с Дидро» последний излагает мысли о превращении неорганической материи в органическую, о переходе от существа, способного ощущать, к существу мыслящему.

Французские материалисты учили, что материя и движение несотворимы и неуничтожимы. Материя существует в вечном и бесконечном движении в пространстве и времени. Однако они не вышли за рамки механического понимания движения: качественные изменения сводили к количественному росту; не дошли до понимания внутренней противоречивости явлений как источника движения. Поэтому французские материалисты не могли ответить на вопрос, откуда и как появилась биологически организованная материя и ее высшее свойство—сознание. Они предполагали, что сознание произошло не как продукт закономерного развития материи, а в результате случайно возникшего особого расположения частиц материи. Но и здесь ими были высказаны гениальные догадки.

Дидро признавал ощущение одним из свойств движущейся материи. Материя обладает чувствительностью, которая в неорганической природе, полагал он, находится в скрытом состоянии и обнаруживается в полной мере в живой природе, превращаясь в активную чувствительность— основу всех явлений сознания.

В гносеологической трактовке материи Дидро отстаивал объективное существование предметов вне человеческого сознания и отмечал, что в этом нас убеждает опыт. Объект наших знаний, по его определению,— природа, а не ощущения. Задача ученого допросить ее; физик и химик должны брать тела такими, какими они бывают в природе.

В.И. Ленин высоко ценил борьбу Дидро против идеализма, и в частности, против Беркли. «Дидро, — указывал Ленин,— отчетливо противопоставил основные философские направления».

twitter.com facebook.com

Оставьте комментарий!

Не регистрировать/аноним

Используйте нормальные имена. Ваш комментарий будет опубликован после проверки.

Если вы уже зарегистрированы как комментатор или хотите зарегистрироваться, укажите пароль и свой действующий email.
(При регистрации на указанный адрес придет письмо с кодом активации и ссылкой на ваш персональный аккаунт, где вы сможете изменить свои данные, включая адрес сайта, ник, описание, контакты и т.д.)



grin LOL cheese smile wink smirk rolleyes confused surprised big surprise tongue laugh tongue rolleye tongue wink raspberry blank stare long face ohh grrr gulp oh oh downer red face sick shut eye hmmm mad angry zipper kiss shock cool smile cool smirk cool grin cool hmm cool mad cool cheese vampire snake excaim question

(обязательно)