Материализм Ван Чуна

Крупнейшим материалистом Китая был великий мыслитель Ван Чун (I в. н.э.). Материализм Ван Чуна развивался и креп в борьбе против теологиии и идеализма. В трактате «Лунь-хэн» («Критические рассуждения») Ван Чун отстаивает положение о том, что материальный мир существует объективно и нет никакой надмировой, внеприродной, сверхъестественной силы. Весь мир — небо, земля, все живое и в том числе человек материальны и в своем развитии подчинены слепой необходимости.

В борьбе с конфуцианством Ван Чун разрабатывает свою теорию неба и земли. Конфуцианцы проповедуют мистическое учение о том, что якобы небо постоянно наблюдает за действиями людей и наказывает нарушивших его волю. Небо — это материальное тело, пишет Ван Чун, мертвая природа, не обладающая сознанием и волей. Оно не может карать или награждать людей. Небо и земля составляют природу; они не рождаются и не уничтожаются, а существуют вечно. Наивный характер материалистических представлений Baн Чуна о мире проявился в его понимании неба как твердого тела, в его представлении, что вещи рождаются при соединении материальной субстанции неба и земли, при этом небо и земля подобны мужчине и женщине.

В основу своей философии Ван Чун положил материю— ци, которая производит все вещи, и дао — закономерность развития материи. Ци в его философии это субстанциальный элемент мира. Как субстанция вещей ци существует независимо от какой-либо внешней силы, это первооснова вещей, их источник и тончайшая сущность неба и земли. Ци существует в разных вещах: в разреженном состоянии (ян-ци) в виде туманных масс в небесном пространстве и в сгущенном виде (инь-ци) в образе различных тел на земле. От взаимодействия сгущенных и разреженных ци рождается все, в том числе и человек.

Стихийно-диалектические тенденции взглядов Ван Чуна на материю проявились в утверждении, что природа развивается как естественность самих вещей, в положении, что ян-ци и инь-ци — два противоположных начала материального мира — находятся во взаимодействии; жизнь и смерть—две стороны единого процесса. Однако наряду с этим имеют место и антидиалектические черты. Так, Ван Чун утверждает, что «небо и земля не изменяются, солнце и луна не подвергаются переменам, звезды не исчезают» Человек также состоит из материальной субстанции — ци. «Жизнь человека,— писал Ван Чун,— подобна воде. Вода, замерзая, образует лед, а ци, сгущаясь, формирует человека». Человек принципиально не отличается от животных и, так же как животные, умершие люди не превращаются в духов. Ничего божественного в природе человека нет, он лишь один из элементов живой природы. Однако среди животных человек является существом наиболее высшим и ценным, так как он обладает разумом, способностью мыслить и познавать.

Ван Чун подвергает обстоятельной критике религиозное представление о бессмертии человеческой души. Душа — это совокупность сознательной деятельности человека, она не существует без тела. Сознание возникает в результате взаимодействия чувств и внешнего мира. Первичной и главной формой связи человека с объективным миром является ощущение. Наше знание основано на чувственном восприятии реальных вещей.

Во II—IV вв. в Китае шла борьба между материализмом и идеализмом внутри даосской школы. Идеалисты, последователи Чжуан Чжоу, например Ван Фу (226—249), развивали даосизм в идеалистическом и теологическом направлении.

Ван Фу и Чжун Чан-тун развивали материалистические взгляды Лао-цзы, Сюнь-цзы и Ван Чуна на материю— ци, которую рассматривали в единстве с дао — общей закономерностью мира. Ван Фу и Чжун Чан-тун с позиций атеизма выступали против религии и мистики.

Против распространившегося в Китае начиная с IV в. буддизма выступил в V — начале VI века выдающийся философ-материалист Фань Чжень (ок. 405—507). Фань Чжень раскритиковал положение буддийской религии о бессмертии душ и их переселении. Он утверждал, что дух и тело человека неотделимы. Тело — субстанция духа, а дух —функция тела. Со смертью тела перестает существовать и дух.

twitter.com facebook.com

Оставьте комментарий!

Не регистрировать/аноним

Используйте нормальные имена. Ваш комментарий будет опубликован после проверки.

Если вы уже зарегистрированы как комментатор или хотите зарегистрироваться, укажите пароль и свой действующий email.
(При регистрации на указанный адрес придет письмо с кодом активации и ссылкой на ваш персональный аккаунт, где вы сможете изменить свои данные, включая адрес сайта, ник, описание, контакты и т.д.)



grin LOL cheese smile wink smirk rolleyes confused surprised big surprise tongue laugh tongue rolleye tongue wink raspberry blank stare long face ohh grrr gulp oh oh downer red face sick shut eye hmmm mad angry zipper kiss shock cool smile cool smirk cool grin cool hmm cool mad cool cheese vampire snake excaim question

(обязательно)