Материализм по Гегелю

Материализм, по Гегелю,— это точка зрения обыденного сознания, которое под объективным понимает «...то, что существует вне нас и доходит до нас извне посредством восприятия... Обыденному сознанию чувственно воспринимаемое, то есть то, что стоит пред ним (например, данное животное, данная звезда и т.д.), представляется существующим само по себе, самостоятельным; мысли же, наоборот, считаются им несамостоятельным и зависимым от чего-то другого. Но на самом деле,— пишет Гегель,— чувственно воспринимаемое есть нечто подлинно несамостоятельное и производное, а мысли, напротив, суть подлинно самостоятельное и первичное».

Как рационалист Гегель признает истинным только рациональное бытие, бытие логических категорий общего. Он третирует чувственное познание. Вещи, которые нам даны в ощущениях, по его мнению, не представляют собой действительности. Гегель отождествляет материализм с эмпиризмом и критикует его за то, что последний ищет истинное не в мыслях, а в опыте. Опыт же дает единичное, отдельное. Основное противоречие эмпиризма, по Гегелю, заключается в том, что он возводит содержание восприятия, чувства в форму всеобщих представлений, положений, законов и т.п.

Гегель нащупал слабое место метафизического материализма, не смогшего правильно решить вопрос о соотношении между отдельным и общим. Домарксовский материализм утверждал, что вне нас и независимо от нас существуют отдельные чувственно воспринимаемые предметы и их отношения, но общее—материю—рассматривал лишь как шонятие, объединяющее все чувственно воспринимаемые предметы и процессы.

Материализм, отмечает Гегель, исходит из действительности как совокупности отдельных, единичных вещей, и это не философская точка зрения, ибо философия есть наука об общем, а общее есть мысль. «...Материализм признает истинно объективным материю как таковую. Но сама материя есть абстракция, которая как таковая не может быть воспринята нами. Можно поэтому оказать, что не существует вообще материи, ибо в том виде, в котором она существует, она всегда представляет собой нечто определенное, конкретное. И, однако, эта абстракция, которую мы называем материей, есть, согласно учению материализма, основа всего чувственного, есть чувственное вообще, абсолютная разъединенность внутри себя, и поэтому она есть внеположное друг другу сущее».

Таким образом, Гегель утверждает, что если материализм признает истинно объективным только материю, то он должен признать, что материя есть абстракция, а следовательно, мысль.

В связи с этими рассуждениями Гегеля В.И. Ленин делает замечание: «Гегель серьезно ,.верил", думал, что материализм, как философия, невозможен, ибо философия есть наука о мышлении, об общем, а общее есть мысль».

Гегель не мог решить проблему связи общих понятий и реальных единичных вещей. Он абсолютизировал общее, считая, что оно как идея определяет характер вещей. Единичное выводится из общего, является инобытием, отблеском общего. Своей критикой эмпиризма, номиналистических тенденций метафизического материализма «Гегель бьет всякий материализм,— замечает В.И. Ленин,— кроме диалектического».

Исходя из того, что источником познания является логический, разумный дух, Гегель отрицает истинность чувственного познания. Он пишет: «Если истинным считать ощущаемое бытие, то тем самым вообще уничтожается необходимость понятия... и, наоборот, утверждается обывательский взгляд на вещи... все снижается до уровня обывательского здравого смысла». По этому поводу Ленин замечает: «Клеветы на материализм!! „Необходимость понятия" ни капли не „уничтожается" учением об источнике познания и понятия!! Несогласие с „здравым смыслом" есть гнилая причуда идеалиста».

Материя как категория у Гегеля выступает определенной ступенью развития и самопознания абсолютной идеи. В этом идеалистическом положении рациональным является тот факт, что наше познание как индивидуальное, так и историческое не сразу достигает глубинных основ материальной сущности вещей и процессов. Категории: бытие, существование, вещь, действительность, субстанция, реальность, объективность, которые выступают у Гегеля как ступени развития и познания абсолютной идеи, как абстрактные формы развития чистой мысли, содержат в себе то рациональное зерно, которое Гегель «угадал» в развитии наших знаний о материальной сущности действительного мира.

twitter.com facebook.com

Оставьте комментарий!

Не регистрировать/аноним

Используйте нормальные имена. Ваш комментарий будет опубликован после проверки.

Если вы уже зарегистрированы как комментатор или хотите зарегистрироваться, укажите пароль и свой действующий email.
(При регистрации на указанный адрес придет письмо с кодом активации и ссылкой на ваш персональный аккаунт, где вы сможете изменить свои данные, включая адрес сайта, ник, описание, контакты и т.д.)



grin LOL cheese smile wink smirk rolleyes confused surprised big surprise tongue laugh tongue rolleye tongue wink raspberry blank stare long face ohh grrr gulp oh oh downer red face sick shut eye hmmm mad angry zipper kiss shock cool smile cool smirk cool grin cool hmm cool mad cool cheese vampire snake excaim question

(обязательно)