Материалистическая философия Фейербаха

Рубрика:Взгляды на материю в философии средних веков и нового времени Четверг, 2 июля 2009 г.
Просмотров: 10873

В XIX в. материалистические воззрения на материю были развиты немецким философом Л. Фейербахом (1804—1872).

Материалистическая философия Фейербаха занимает важное место в истории философии. Будучи идеологом демократической буржуазии Германии 30—40-х годов прошлого столетия, он возродил и развил дальше материализм XVII—XVIII вв.

Фейербах отстаивает материализм и свои взгляды на материю в борьбе с идеализмом, в особенности с гегелевским идеализмом. Он близко подходит к формулировке основного вопроса философии и к пониманию ее истории как борьбы двух ее партий. «Вопрос о том, сотворил ли бог мир..,— писал Фейербах,—есть вопрос об отношении духовного к чувственному... Этот вопрос принадлежит к числу важнейших в то же время труднейших вопросов человеческого познания и философии, что явствует уже из того, что вся история философии вращается, в сущности говоря, вокруг этого вопроса, что спор стоиков и эпикурейцев, платоников и аристотеликов, скептиков и догматиков в древней философии, номиналистов и реалистов в средние века, идеалистов и реалистов, или эмпириков, в новейшее время сводится всецело к этому вопросу».

Под материей Фейербах понимает природу и человека, «поскольку он является существом, непроизвольно и бессознательно действующим».

Ведя борьбу с гегелевским отождествлением объекта и субъекта, материи и духа, Фейербах отстаивает материалистическое положение о существовании природы до человека. Высоко ценя материализм Фейербаха, В.И. Ленин отмечал значение этого положения для опровержения субъективно-идеалистического софизма Авенариуса, что природа не существовала без субъекта.

В.И. Ленин обращает внимание на правильность определения Фейербахом объективного как существующего «вне нас», «независимо от мышления». Ленин также отмечает, что Фейербах подчеркивает вторую важную черту материалистического понимания природы, материи как чувственно данной. Критикуя гегелевскую абсолютную идею как сверхчувственное начало, Фейербах утверждал, что «существенным признаком объективного бытия, бытия вне мысли или представления, является чувственность». Действительное, по Фейербаху,— это не ступень развития мысленной, абстрактной, сверхприродной идеи; оно выступает в виде чувственного объекта.

Фейербах исходит из чувственного мира, который не прячется от человека, а, напротив, по образному выражению философа, навязывается человеку со всей силой и, так сказать, бесстыдством. Фейербаховское понимание мира вещей предполагает, что они не только существуют вне и независимо от чувств и мышления, но представляют собой предметы, действующие на органы чувств человека и отражаемые ими.

Фейербах критикует кантианский агностицизм, обвиняя его прежде всего в том, что «вещь в себе» для него есть абстракция без реальности. Для Фейербаха, указывает В.И. Ленин, нет непереходимой пропасти между миром явлений и «миром в себе».

Итак, в борьбе с идеализмом и агностицизмом Фейербах отстаивает первичность природы, материи и ее существование в конкретных видах вне и независимо от сознания. Он сделал шаг вперед в понимании природы по сравнению с механистическим материалистом Гоббсом, у которого материя, тело, есть абстрактная геометрическая величина, а также с вневременной и неподвижной спинозовской субстанцией. Природа у Фейербаха многообразна. «Природа есть свет, электричество, магнетизм, воздух, вода, огонь, земля, животное, растение, человек...» — пишет он.

Однако, утверждая объективность природы, ее познаваемость и многообразие, Фейербах не дал синтетического определения философской категории материи. Он отождествлял материю с ее конкретными видами. Эмпирически перечислив некоторые виды материи в цитируемом выше определении природы, Фейербаx не поднялся до того, чтобы дать научное определение материи.

В.И. Ленин писал по поводу этого определения: «Выходит, что природа - все, кроме сверхприродного. Фейербах ярок, но не глубок. Энгельс глубже определяет отличие материализма от идеализма. Метафизический характер материализма Фейербаха не дал ему возможности правильно решить вопрос о соотношении материи как предельно широкого понятия и единичных вещей и о роли абстракции в познании. Определив природу как первичное, невыводимое не из чего другого, как материальную и телесную, Фейербах рассматривает далее отношение между материей, с одной стороны, и движением, пространством и временем, с другой.

«Пространство и

twitter.com facebook.com

Комментариев: 1

  1. 2009-11-18 в 00:18:35 | alen

    grin

Оставьте комментарий!

Не регистрировать/аноним

Используйте нормальные имена. Ваш комментарий будет опубликован после проверки.

Если вы уже зарегистрированы как комментатор или хотите зарегистрироваться, укажите пароль и свой действующий email.
(При регистрации на указанный адрес придет письмо с кодом активации и ссылкой на ваш персональный аккаунт, где вы сможете изменить свои данные, включая адрес сайта, ник, описание, контакты и т.д.)



grin LOL cheese smile wink smirk rolleyes confused surprised big surprise tongue laugh tongue rolleye tongue wink raspberry blank stare long face ohh grrr gulp oh oh downer red face sick shut eye hmmm mad angry zipper kiss shock cool smile cool smirk cool grin cool hmm cool mad cool cheese vampire snake excaim question

(обязательно)