Ленинский анализ сущности махизма

Рубрика:Материальность мира и его единство Четверг, 16 июля 2009 г.
Просмотров: 3197

Ленинский анализ сущности махизма явился по существу строго научным анализом позитивизма, очень важным в борьбе философов-марксистов против современных разновидностей позитивизма как субъективно-идеалистической философии — мировоззрения империалистической буржуазии.

Генеральная линия, с позиции которой В.И. Ленин подвергает беспощадной критике махизм и всех врагов марксистского философского материализма,— линия, определяющая решение всех философских проблем, заключалась в последовательном проведении коренного положения философского материализма о существовании внешнего мира вне сознания и отражении его в человеческой голове.

Антифилософскую направленность позитивизма Конта и Милля продолжали махисты. Но как бы на словах ни отмежевывались махисты и современные их последователи от онтологической и гносеологической проблематики философии, их критика этих проблем есть в то же самое время определенное субъективно-идеалистическое решение последних. Такова закономерность развития философии. Отказ от материалистического решения основных проблем философии есть по существу их антиматериалистическое, идеалистическое решение.

В.И. Ленин показал, что «теории» махистов о нейтральных «элементах» мира, «опыте» принципиальной координации субъекта и объекта, «экономии мышления» и т.д. не есть преодоление основного вопроса философии и отказ от понятия материи, а определенное субъективно-идеалистическое решение вопроса как о природе самого мира, так и о сущности человеческого познания.

Пытаясь устранить основной вопрос философии — противоположность между материей и сознанием, между физическим и психическим, махисты «открыли» «элементы мира», которые в одной связи дают физическое, а в другой психическое и таким образом, по мнению махистов, устраняют «односторонности» материализма (первичность материи) и идеализма (первичность сознания). Все это сводится к характеристике махистами мира как идеального по своей природе, ибо «элементы мира» и есть ощущения. «Принципиальная координация» объекта и субъекта определяет действительность как неразрывное единство субъективного и объективного, в котором объективное растворяется в субъективном и не существует вне последнего. Ленинская критика субъективно-идеалистической трактовки природы, действительности есть одновременно защита марксистского положения о материальности самого мира, характеристики категории материи как отражающей саму действительность.

Махисты отождествляли ощущения и материю, сводили материю к ощущениям. Так, Мах определяет материю как более или менее устойчивые комплексы «элементов»— ощущений. Пирсон заявляет, что материя есть не что иное, как группы чувственных восприятий. Базаров пишет: «...чувственное представление и есть вне нас существующая действительность».

Все эти и другие аналогичные определения материи являются по существу как решением теоретико-познавательных вопросов в смысле отрицания внешнего, объективного источника ощущений — объективной реальности, отражаемой нашими ощущениями, так и решением вопроса, каков сам мир по своей природе.

twitter.com facebook.com

Оставьте комментарий!

Не регистрировать/аноним

Используйте нормальные имена. Ваш комментарий будет опубликован после проверки.

Если вы уже зарегистрированы как комментатор или хотите зарегистрироваться, укажите пароль и свой действующий email.
(При регистрации на указанный адрес придет письмо с кодом активации и ссылкой на ваш персональный аккаунт, где вы сможете изменить свои данные, включая адрес сайта, ник, описание, контакты и т.д.)



grin LOL cheese smile wink smirk rolleyes confused surprised big surprise tongue laugh tongue rolleye tongue wink raspberry blank stare long face ohh grrr gulp oh oh downer red face sick shut eye hmmm mad angry zipper kiss shock cool smile cool smirk cool grin cool hmm cool mad cool cheese vampire snake excaim question

(обязательно)