Квантовая механика

Рубрика:Материя как категория познания Суббота, 25 июля 2009 г.
Просмотров: 3137

Позитивизм как идеалистическое течение, широко распространенное среди буржуазной интеллигенции, в особенности среди естествоиспытателей, оказал известное влияние на некоторых основателей квантовой механики— одной из ведущих физических теорий XX в.

Квантовая механика исследует законы движения электронов, протонов, нейтронов и других микрообъектов. Объект исследования квантовой механики качественно и количественно отличается от объекта исследования классической механики. Это отличие проявляется прежде всего в том, что микрообъекты одновременно обладают свойствами волн и частиц, которые находятся в единстве. Эти свойства в эксперименте не всегда проявляются одновременно; в одних условиях выступают на первый план волновые свойства, в других — корпускулярные, но возможны и такие условия, когда те и другие свойства выступают одновременно.

В связи с этим в квантовой механике для установления местоположения и скорости микрочастиц необходимы различные экспериментальные установки (приборы). Одна группа приборов дает возможность установить местоположение микрообъекта, но приводит его в такое состояние, в котором скорость не - может быть определенной. Другая группа приборов дает возможность измерить скорость микрообъектов, но местоположение его оказывается неопределенным.

Отсюда неопозитивисты приходят к выводу, что все наблюдаемое в измерительных приборах зависит не от объекта наблюдения, а от класса устройства экспериментальной установки, и в конечном итоге, от наблюдения. О положении частицы в пространстве и времени, о причинно-следственных связях можно якобы говорить лишь как о свойствах, создаваемых в акте наблюдения, в неразрывной координации объекта и наблюдателя.

Так, например, известный французский физик Л. Розенфельд, ученик Н. Бора, утверждает, что основное открытие квантовой механики «...состоит в том, что невозможно отделить наблюдаемое явление от наблюдателя». Эту ложную концепцию неразрывной связи наблюдателя и микрообъекта пропагандируют логические позитивисты—П. Иордан, Ф. Франк, Г. Рейхенбах и др.

Эти «физические идеалисты» заявляют, что квантовая механика вносит существенные изменения в гносеологическую проблему соотношения субъекта и объекта. Она, мол, устраняет старое противопоставление объекта субъекту и устанавливает их неразрывную связь: объект не существует вне и независимо от прибора, от наблюдателя. С этих позиций они пытаются пересмотреть понятие материи как объективной реальности — источника наших знаний.

Упомянутый Розенфельд утверждает, что подобное истолкование квантовой механики и так называемый принцип дополнительности согласуются с диалектическим материализмом и даже являются его поучительной иллюстрацией, при этом он считает необходимым в свете этих положений иначе истолковать диалектический материализм.

Прежде всего необходимо, по его мнению, отказаться от ленинского понимания материализма, которое предполагает объективное существование материи. Ленин, по заявлению Розенфельда, якобы не диалектик и не материалист; более того, Ленин отказался от диалектического материализма Энгельса в пользу метафизического, механического материализма. Этот отказ, по Розенфельду, заключается в признании объективного существования материи, в то время как материализм Энгельса будто бы имеет мало общего с таким признанием. Розенфельд заявляет, что в формулировке Энгельсом основного вопроса философии как «отношение мышления к бытию, духа к природе» отсутствует признание материи как объективной реальности. «Объективное существование материи, на котором настаивал Ленин, является... механистическим материализмом... закосневшим в метафизической системе».

Достаточно внимательно прочитать соответствующие места книги Энгельса «Людвиг Фейербах .и конец классической немецкой философии», где приведено определение основного вопроса философий и изложена сущность материализма, чтобы обнаружить необъективный подход Розенфельда к изложению взглядов Энгельса, Энгельс обстоятельно объясняет, что сущность материализма Фейербаха, его исходные положения, с которыми он в общем согласен, гласит: «Материя не есть продукт духа, а дух сам есть лишь высший продукт материи».

Из чего же следует, что позитивистский принцип неконтролируемости преодолел ленинское понимание материи и явился иллюстрацией диалектического материализма? Из того, что он «диалектически» (читай: эклек

тически) соединил объект исследования со средствами познания.

Розенфельд пишет, что поскольку измерение неконтролируемо возмущает измеряемую систему, то-де «необходимо отказаться от какого-либо .резкого различия между исследуемой системой и средствами наблюдения... Явление... это... неделимое целое, образованное системой и инструментами наблюдения...».

Борьба между сторонниками позитивистской, так называемой копенгагенокой и нтерпрeтaцией квантовой механики и сторонниками материалистического ее толкования идет по вопросу о том, что является предметом изучения квантовой механики.

twitter.com facebook.com

Оставьте комментарий!

Не регистрировать/аноним

Используйте нормальные имена. Ваш комментарий будет опубликован после проверки.

Если вы уже зарегистрированы как комментатор или хотите зарегистрироваться, укажите пароль и свой действующий email.
(При регистрации на указанный адрес придет письмо с кодом активации и ссылкой на ваш персональный аккаунт, где вы сможете изменить свои данные, включая адрес сайта, ник, описание, контакты и т.д.)



grin LOL cheese smile wink smirk rolleyes confused surprised big surprise tongue laugh tongue rolleye tongue wink raspberry blank stare long face ohh grrr gulp oh oh downer red face sick shut eye hmmm mad angry zipper kiss shock cool smile cool smirk cool grin cool hmm cool mad cool cheese vampire snake excaim question

(обязательно)