Критика позитивизма и ревизионизма по вопросу об источнике познания

Рубрика:Материя как категория познания Четверг, 23 июля 2009 г.
Просмотров: 3325

Философское понятие материи является исходной категорией теории познания диалектического материализма. Оно отвечает на вопрос, что является источником, объектом познания, в каком отношении материя находится к познающему субъекту. Тот факт, установленный материалистической философией и естествознанием, что в мире нет ничего, «кроме движущейся материи, которая существует вне и независимо от сознания и воздействует на него, предполагает, что только материя является единственным источником наших ощущений, мыслей, знаний об этом объективном мире.

Отрицание существования материи, внешнего мира как объективной реальности и утверждения идеалистов, что существуют только «чувственные данные», опыт как совокупность восприятий, наши мысли, идеи, желания и т.п., приводят их к заключению, что источником познания является не объективная реальность, а чувственные восприятия или продукты мышления.

Если махисты утверждали, что предмет естествознания— это комплексы ощущений или называли их по-другому «элементами», то их последователи вынуждены считаться с тем фактом, что предмет современной физики — микрообъекты — не поддается непосредственному чувственному наблюдению. Нельзя теперь утверждать, как это делал, например, Мах, что предметы, скажем «элементарные» частицы, состоят из элементов: красного, твердого, громкого и т.д., поэтому его нынешние последователи заявляют, что мир электронов, протонов, нейтронов и т.д. является не более как логической конструкцией, сложившейся в головах ученых, с помощью которой-де можно обозреть и упорядочить грубые чувственные данные.

Ленинская критика махизма по указанному вопросу имеет в наши дни огромное значение для борьбы с различными разновидностями как позитивизма, так и объективного идеализма.

В предыдущей главе говорилось, что заявления неопозитивистов о том, что они не занимаются онтологией, оказались неверными. Вопреки этим заявлениям они борются с диалектико-материалистическим пониманием действительности и отстаивают субъективно-идеалистическую онтологию. Подобным образом неопозитивисты отказываются и от гнесеологии. Они заявляют, что философия не должна заниматься вопросами гносеологии и сводят ее к логическому анализу языка науки.

С точки зрения современного позитивизма, вопрос об источнике знаний, об объекте специальных наук не является философским, а есть лишь вопрос каждой отдельной науки. Однако неопозитивистам не удается избежать вопросов теории познания и замкнуться лишь рамками формально-логического анализа «языка науки».

twitter.com facebook.com

Оставьте комментарий!

Не регистрировать/аноним

Используйте нормальные имена. Ваш комментарий будет опубликован после проверки.

Если вы уже зарегистрированы как комментатор или хотите зарегистрироваться, укажите пароль и свой действующий email.
(При регистрации на указанный адрес придет письмо с кодом активации и ссылкой на ваш персональный аккаунт, где вы сможете изменить свои данные, включая адрес сайта, ник, описание, контакты и т.д.)



grin LOL cheese smile wink smirk rolleyes confused surprised big surprise tongue laugh tongue rolleye tongue wink raspberry blank stare long face ohh grrr gulp oh oh downer red face sick shut eye hmmm mad angry zipper kiss shock cool smile cool smirk cool grin cool hmm cool mad cool cheese vampire snake excaim question

(обязательно)