Классики русской материалистической философии XIX в о материи

Рубрика:Взгляды на материю в философии средних веков и нового времени Четверг, 2 июля 2009 г.
Просмотров: 3720

Большую роль в развитии учения о материи сыграли работы русских революционных демократов XIX в. В. Г. Белинского, А. И. Герцена, Н. Г. Чернышевского, Н. А. Добролюбова и др. Критически усваивая и развивая дальше все положительное в предшествующей русской и западноевропейской философии, опираясь на последние данные естествознания, они положили начало новому, более высокому этапу в развитии материалистической философии по сравнению с французскими материалистами XVIII в. и Фейербахом.

Дальнейшее развитие взглядов на материю русскими революционными демократами было обусловлено и тем, что они жили в условиях острых классовых противоречий, выражали интересы широких слоев революционной демократии — крестьянства. Взгляды на материальную природу мира они отстаивали в борьбе с идеалистическими положениями о существовании мышления вне действительности, духа без материи.

Русские материалисты середины XIX в. более четко сформулировали противоположность материализма идеализму, вопрос об отношении сознания к материи, определение сущности мира.

Отстаивая независимость материальных тел и процессов от сознания, А. И. Герцен противопоставлял свои взгляды на материю не только идеализму, но и механистическому материализму. Он указывал, что успехи химии и биологии опровергают исключительно механистическое воззрение на природу.

«...Для Галилея,— пишет Герцен,— тело, вещество было нечто мертвое, деятельное одной косностью, а сила — нечто иное, извне приходящее».

Такое понимание природы, замечает он, не могло удержаться. Первый сильный протест раздался со стороны химии, которая «добросовестно и самоотверженно склонялась перед признанной ею объективностью вещества и его свойств».

И со стороны биологии, продолжает Герцен, раздаются критические замечания против метафизического взгляда, представленного в частности Линнеем. Преодоление метафизики в понимании организмов Герцен связывает с работами Кювье, Жоффруа Сент-Илера и особенно Гете. А. И. Герцен отмечает большое значение трудов выдающегося русского биолога К.Ф. Рулье о роли внешней среды на постепенное развитие и изменение видов растений и животных. Еще более высоко оценил Герцен открытие Дарвина.

Новым во взглядах Герцена на материю в отличие от метафизического материализма XVII—XVIII вв. было то, что они были проникнуты диалектикой, идеей развития.

В определение философского понятия материи Герцен, Чернышевский и другие революционные демократы уже включают идею движения. Критикуя метафизическое понимание материи, Герцен пишет: «Обыкновенно, приступая к природе, ее свинчивают в ее материальности, говорят ей: „Стой! будь мертвым субстратом, пока я разберу тебя"; но природу остановить нельзя: она — процесс, она — течение, перелив, движение...».

Герцен высказывает глубокую мысль о том, что если рассматривать материю как инертную, пассивную, то непонятно, откуда и как появились даже простейшие растительные организмы, например, мхи, не говоря уже о возникновении такого свойства материи, как мышление.

twitter.com facebook.com

Оставьте комментарий!

Не регистрировать/аноним

Используйте нормальные имена. Ваш комментарий будет опубликован после проверки.

Если вы уже зарегистрированы как комментатор или хотите зарегистрироваться, укажите пароль и свой действующий email.
(При регистрации на указанный адрес придет письмо с кодом активации и ссылкой на ваш персональный аккаунт, где вы сможете изменить свои данные, включая адрес сайта, ник, описание, контакты и т.д.)



grin LOL cheese smile wink smirk rolleyes confused surprised big surprise tongue laugh tongue rolleye tongue wink raspberry blank stare long face ohh grrr gulp oh oh downer red face sick shut eye hmmm mad angry zipper kiss shock cool smile cool smirk cool grin cool hmm cool mad cool cheese vampire snake excaim question

(обязательно)