Категория материи в классической немецкой философии (конец XVIII — первая половина XIX в)

Рубрика:Взгляды на материю в философии средних веков и нового времени Вторник, 30 июня 2009 г.
Просмотров: 3112

Основатель немецкой классической идеалистической философии И. Кант (1724—1804) вопрос о материи решаете позиций дуализма и субъективного идеализма. В развитии (взглядов Канта на природу, материю можно установить два периода — докритический и критический.

В докритический период (примерно до 1770 г.) Кант стоял в значительной степени на позициях стихийного материализма и диалектики. Величайшая заслуга Канта в этот период заключалась в создании гипотезы о происхождении солнечной системы. Если Ньютон ограничился рассмотрением вопроса о физическом строении вселенной, то Кант ставил новый вопрос о происхождении, развитии мира и о направлении этого развития.

Гипотеза Канта о происхождении солнечной системы в основе своей материалистична и атеистична. Кант заявляет: «Дайте мне материю, я построю из нее мир, то есть дайте мне материю, и я покажу вам, как из нее должен образоваться мир».

Материю Кант рассматривает как вещество, из которого образовалась вся Вселенная. Вначале материя в виде мельчайших частиц была рассеяна по всему пространству неравномерно. Частицы, имеющие большую плотность, занимают меньший объем и в мировом пространстве рассеяны более, чем легкие. Материя одарена не только силой притяжения, как учил Ньютон, но составляющие ее частицы обладают и силой отталкивания. Последняя обнаруживается в упругости паров, в рассеянии сильно пахнущих тел, в расширении газов. Притяжение Кант рассматривал как ньютонианское всемирное тяготение, а отталкивание — как газовое отталкивание, согласно закону Бойля — Мариотта. Силы притяжения и отталкивания — это начальные, общие и простые силы. В результате взаимодействия сил отталкивания и притяжения происходит то движение, в котором заключается жизнь природы. Это же взаимодействие является, по Канту, причиной образования нашей солнечной системы, а по ее подобию и всей Вселенной.

Гипотеза об образовании мира пронизана у Канта идеей развития. Некогда пространство было наполнено рассеянной материей, разложенной на ее элементарные части. Под влиянием притяжения эта диффузная материя собиралась в отдельные комки, планеты. Эта первоначальная природа «была так груба, так бесформенна, как только возможно,— замечает Кант.— Однако в существенных свойствах элементов, из которых состоял хаос, можно уже сыскать признак того совершенства, которое они имели с самого начала их образования...».

Кант затем отмечает, что «материя, которая кажется совершенно инертной, бесформенной и неупорядоченной, имеет в своем простейшем состоянии стремление преобразоваться в более организованную путем естественного развития».

Если материя была бы полностью одинаковой, указывает Кант, то царил бы покой. Движение, организация хаоса вызывается бесконечным разнообразием частей материи. Это разнообразие он видит в различной плотности, а следовательно, в различном удельном весе, силе притяжения. Элементы, по существу, обладают способностью приводить друг друга в движение, писал Кант, и сами по себе суть источники жизни. В связи с этим материи присуще стремление формироваться.

Кант говорил и об обратном процессе: возникновение солнечной системы предполагает и ее будущую неизбежную гибель. У Канта в зародыше сформулирована идея кругооборота материи. Когда в одном месте мир начинает стареть и затем вновь превращается в хаос, то в другом месте продолжается процесс образования новых миров, «поэтому организованный мир находится в границах между развалинами разрушенных миров и хаосом еще сформировавшейся природы...».

В докритический период Кант рассматривал пространство и время как объективные формы существования природы. Процесс развития Вселенной бесконечен и происходит в бесконечном пространстве и времени.

Энгельс высоко ценил представления Канта о развитии материи в результате внутренних противоположных сил — притяжения и отталкивания, «...притяжение и отталкивание столь же неотделимы друг от друга, как положительное и отрицательное, и поэтому уже на основании самой диалектики можно предсказать, что истинная теория материи должна отвести отталкиванию такое же важное место, как и притяжению, и что теория материи, основывающаяся только на притяжении, ложна, недостаточна. половинчата». Энгельс отмечал, что «...уже Кант рассматривал материю как единство притяжения и отталкивания».

В ходе дальнейшей эволюции своих взглядов Кант в так называемый критический период становится на позиции

динамизма, рассматривает материю как вторичное, производное от нематериальных «чистых сил», «чистого движения». Движение отрывалось от материи и противопоставлялось последней как нематериальный источник ее активности.

В докритический период Кант занимался и вопросами гносеологии, хотя они были подчинены естественнонаучным проблемам. В своем основном произведении этого периода он рассматривает движущуюся материю как источник наших знаний о происхождении мира. Уже тогда Кант ставил вопрос о принципиальном различии между материальным «бытием и логическим мышлением. Сама постановка этого вопроса возникла как реакция на идеалистически-рационалистическое лейбнице-врльфианское отождествление основания познания с основанием бытия. В статье «Новое разъяснение основных начал метафизического познания» (1755 г.) Кант говорит, что то, из чего мы познаем бытие вещи, должно быть всегда отличаемо от самого бытия этой вещи. Это подржение было затем доведено до абсолютного противопоставления бытия мышлению, онтологии — гносеологии.

twitter.com facebook.com

Оставьте комментарий!

Не регистрировать/аноним

Используйте нормальные имена. Ваш комментарий будет опубликован после проверки.

Если вы уже зарегистрированы как комментатор или хотите зарегистрироваться, укажите пароль и свой действующий email.
(При регистрации на указанный адрес придет письмо с кодом активации и ссылкой на ваш персональный аккаунт, где вы сможете изменить свои данные, включая адрес сайта, ник, описание, контакты и т.д.)



grin LOL cheese smile wink smirk rolleyes confused surprised big surprise tongue laugh tongue rolleye tongue wink raspberry blank stare long face ohh grrr gulp oh oh downer red face sick shut eye hmmm mad angry zipper kiss shock cool smile cool smirk cool grin cool hmm cool mad cool cheese vampire snake excaim question

(обязательно)