Категории у Гегеля

Рубрика:Взгляды на материю в философии средних веков и нового времени Четверг, 2 июля 2009 г.
Просмотров: 6287

У Гегеля категории: бытие, существование, действительность, материя, вещь, природа существенно разнятся. Бытие — это нечто непосредственное, внешнее, которое преодолевается движением абсолютной идеи вглубь, во внутреннее, в сущность. Существование — более глубокая категория самосознания и саморазвития идеи. Это наличное бытие, но опосредованное основанием и условиями, результат всего предыдущего развития логических категорий. Существующее нечто есть вещь, говорит Гегель. Анализ вещи он начинает с вещи в себе. Вещь в себе относится к бытию как существенное к несущественному. Гегель критикует Канта за отрыв явления от вещи в себе. Вещь в себе, по Гегелю, вступает во взаимодействие с другими вещами, проявляет себя, свои свойства и тем самым перестает быть вещью в себе.

При анализе этих категорий все время надо иметь в виду, что у Гегеля речь идет не о действительных вещах и их свойствах, не об объективном мире, отраженном в категориях нашего познания, а о движении понятий самих по себе безотносительно к действительному миру.

Глубокое содержание заложено в положениях Гегеля о диалектике вещей и их свойств. Этот вопрос весьма актуален в современной борьбе диалектического материализма с физическим идеализмом и агностицизмом, паразитирующим на открытии квантовой механикой корпускулярно-волновых свойств у «элементарных» частиц. Вещи обладают свойствами и в силу этот отличны друг от друга и одновременно благодаря этим: свойствам находятся во взаимодействии. Вещь — ничто вне этого взаимодействия. Определенность вещи заключается в ее свойствах. «Поэтому на долю вещи без ее свойств не остается ничего другого, кроме абстрактного в-себе-бытия... Истинное в-себе-бытие есть в-себе-бытие в его положенности; последняя есть свойство. Тем самым вещность перешла в свойство». Переход от развития логической идеи к природе у Гегеля носит характер философского обоснования религиозного догмата о сотворении мира.

«...У философов, например у Гегеля,— писал Ф. Энгельс,— сотворение мира принимает нередко еще более запутанный и нелепый вид, чем в христианстве...».

В природе Гегель отрицал самостоятельное развитие. Ступени развития природы есть отражение ступеней развития абсолютной идеи. Природа не развивается во времени. «У Гегеля,— писал Энгельс,— природа, как простое «отчуждение» идеи, не способна к развитию во времени; она может лишь развертывать свое многообразие в пространстве, и, таким образом, осужденная: на вечное повторение одних и тех же процессов, она выставляет одновременно и одну рядом с другой все заключающиеся в ней ступени развития».

Пространство служит первым, непосредственным определением природы. Как существующее непосредственно и внешне пространство есть чистое количество. Оно всегда есть пространство вещей, однако если мысленно отбросить вещи, наполняющие его, то и независимо от вещей все же остаются пространственные отношения. В пространстве точки существуют одна возле другой, во времени же — одна после другой. Время столь же непрерывно, как и пространство, и есть становление, возникновение. Сами вещи имеют свое объективное определение в том, что они временны. Точка, существующая во времени, может исчезнуть из данного места. Это исчезновение и новое самопорождение пространства и времени есть движение. Сущностью движения является то, что оно есть «непосредственное единство пространства и времени; оно есть существующее благодаря пространству реальное время... Лишь в движении пространство и время действительны». Но так как существует движение, то нечто движется. Это движущееся нечто и есть материя.

В вопросе о связи пространства, времени, движения и материи Гегель непоследователен. Здесь, так же как и во всей системе, он пытается представить материю как нечто производное. Фейербах обращает внимание на то, что Гегель недалеко ушел от Канта в трактовке отношения пространства и времени к материи. У Канта пространство и время как априорные формы созерцания предшествуют чувственным вещам. И у Гегеля также вначале существует пространство и время, а из них выводится материя. Человеку свойственна способность извращать, делать самостоятельными абстракции, например, время и пространство, замечает по этому поводу Фейербах.

В.И. Ленин в своем конспекте книги Л. Фейербаха «Лекции о сущности религии» приводит следующее место из этой книги: «Хотя... человек абстрагировал пространство и время от пространстве

twitter.com facebook.com

Оставьте комментарий!

Не регистрировать/аноним

Используйте нормальные имена. Ваш комментарий будет опубликован после проверки.

Если вы уже зарегистрированы как комментатор или хотите зарегистрироваться, укажите пароль и свой действующий email.
(При регистрации на указанный адрес придет письмо с кодом активации и ссылкой на ваш персональный аккаунт, где вы сможете изменить свои данные, включая адрес сайта, ник, описание, контакты и т.д.)



grin LOL cheese smile wink smirk rolleyes confused surprised big surprise tongue laugh tongue rolleye tongue wink raspberry blank stare long face ohh grrr gulp oh oh downer red face sick shut eye hmmm mad angry zipper kiss shock cool smile cool smirk cool grin cool hmm cool mad cool cheese vampire snake excaim question

(обязательно)