Идея Платона

Рубрика:Категория материи в нерасчлененной науке древнего мира Среда, 17 июня 2009 г.
Просмотров: 7517

Идея Платона—это общее понятие, противопоставляемое отдельно существующим вещам и явлениям. Скажем, идея прекрасного — это не прекрасная девушка, лошадь, растение, рука, речь, наука или какая-либо другая конкретная вещь, а это «прекрасное вообще». Оно существует вечно, не возникает и не уничтожается. Прекрасное как идея, по Платону, абсолютно, оно не может быть прекрасно в одном отношении и безобразно в другом: прекрасно для одних, безобразно для других. Идея находится вне пространства и времени. Прекрасное не увеличивается и не убывает, оно ни прекрасно здесь, ни безобразно там. Оно не может быть сегодня прекрасно, завтра безобразно. Идея как общее абсолютизируется, наделяется существованием вне и независимо от отдельного, рядом с отдельным, превращается в прообраз действительных вещей, материи, которые объявляются ее тенями, пассивным «восприемником» идей.

Это идеалистическое положение имеет свои гносеологические корни, т.е. корни в самом процессе познания. В процессе обобщения явлений объективного мира, установления и выделения в них общих свойств, особенностей, раскрытия существенных связей есть возможность отрыва общего от единичных явлений, в которых оно заключено, превращения общего в абсолют, в отдельное существо, в основу самою существования вещей и явлений объективного мира.

Уже первые, сами по себе прогрессивные и необходимые попытки отвлечься от качественною многообразия вещей, раскрыть количественную характеристику предметов и процессов природы и сформулировать категорию количества создали возможность отрыва понятия от единичных вещей и превращения результата абстракции — количества — в самостоятельное начало, сущность всех вещей и явлений мира. Это характерно уже для пифагорейцев и еще более для Платона.

В.И. Ленин учит, что раздвоение познания и возможность идеализма даны уже в первой элементарной абстракции. Идеализм первобытный (Пифагор, Платон) приходит к дикому, ребячески нелепому выводу, что общее понятие, идея есть нечто существующее отдельно от вещей, от материи.

Платоновский идеализм направлен не только против стихийного материализма античной философии, но и против ее диалектического воззрения на мир. Движение, развитие, изменение не присуще «истинному бытию» — миру идей. Совершенство, превосходство идей как духовных сущностей над миром вещей, по Платону, как раз и заключается в том. что они неподвижны и неизменны. Движение, изменение присуще миру чувственных вещей, в этом проявляется нечто от материи, от небытия.

Идеализм неизбежно приводит к метафизике, ибо уже в самой идее творения мира верховным существом заложено отрицание диалектического развития, самодвижения материи.

В то же время последовательное проведение материалистического положения о том, что все многообразие мира не есть результат творчества сверхъестественных сил, а представляет собой лишь различные виды движущейся материи, ведет к признанию движения неотъемлемым свойством материи, к пониманию новых явлений как качественно различных ступеней развития материи, т.е. к диалектике.

Отрицание объективной реальности материального мира связано у Платона с утверждением, что чувственно воспринимаемый характер природы и ее явлений также свидетельствует о производности, неистинности мира видимых вещей, ибо истинным миром является мир умопостигаемых идей.

Платон воюет с демокритовским пониманием материи как источника человеческих знаний. С его точки зрения, знание имеет своим предметом не вещи и процессы природы, а духовные сущности. Платон рассматривает познание как воспоминание бессмертной душой того, что видела она в мире идей до вселения в тело человека. Его не интересует материальный мир, ибо это мир видений, теней. Единственно важно, по Платону, обоснование того, что определенные абстрактные понятия имеют абсолютный и вечный характер, независимый от восприятия и постигаемый душой.

twitter.com facebook.com

Оставьте комментарий!

Не регистрировать/аноним

Используйте нормальные имена. Ваш комментарий будет опубликован после проверки.

Если вы уже зарегистрированы как комментатор или хотите зарегистрироваться, укажите пароль и свой действующий email.
(При регистрации на указанный адрес придет письмо с кодом активации и ссылкой на ваш персональный аккаунт, где вы сможете изменить свои данные, включая адрес сайта, ник, описание, контакты и т.д.)



grin LOL cheese smile wink smirk rolleyes confused surprised big surprise tongue laugh tongue rolleye tongue wink raspberry blank stare long face ohh grrr gulp oh oh downer red face sick shut eye hmmm mad angry zipper kiss shock cool smile cool smirk cool grin cool hmm cool mad cool cheese vampire snake excaim question

(обязательно)