Физик Макс Борн

Рубрика:Категория материи и естествознание Среда, 5 августа 2009 г.
Просмотров: 6201

Другой выдающийся физик Макс Борн придерживался ранее позитивистских взглядов. Заявляя ныне, что он не согласен с рядом положений диалектического материализма, и выступая, как он выражается, «против марксистской терминологии», Борн критикует, однако, в ряде статей позитивизм за его отрицание объективного существования мира. В статье «Понятие реальности в физике» Макс Борн пишет: «Таким образом я был вовлечен (М. Борну была послана статья советского ученого С. Суворова) — это было для меня радостно — в непосредственный дружеский обмен мыслями с одним коммунистическим ученым и причем в такой области, которая представляет собой пограничную зону между философией и физикой...».

Свое философское кредо М. Борн выражает следующими словами: «Я не согласен ни с одной из этих систем (позитивизм и материализм), но выражаю точку зрения, которая заключает в себе разумные черты обеих систем и, кроме того, добавляет другие идеи».

М. Борн указывает, что он выступил со статьей против крайней формы позитивизма, выраженной профессором Г. Динглом в докладе на годичном собрании «Британской ассоциации за продвижение науки» в Эдинбурге (1951 г.). В своем докладе Г. Дингл утверждал: «Вещи, которыми занимается физика, не являются измерениями объективных свойств частиц внешнего материального мира, они суть лишь события, которые мы переживаем, когда проводим определенные операции».

Операционалистическую точку зрения Дингла Бор называет крайним субъективизмом и «физическим солипсизмом». Критикуя ее, он выдвигает положение: «Все великие открытия в экспериментальной физике обязаны интуиции (чувственному восприятию) людей, откровенно использовавших модели, которые для них были не продуктом их фантазии, а представителями реальных вещей».

М. Борн делает критические замечания и в адрес материализма. Но под материализмом Борн понимает, по существу, материализм механистический, опирающийся на классическую физику. Его не устраивает «наивный подход к проблеме реальности, который был столь успешным в классический, или ньютоновский, период» и оказался неудовлетворительным в применении к современным теориям. М. Борн отбрасывает и утверждения субъективных философских направлений, «которые учат, что реален только духовный мир и что физический мир — только кажимость, тень без субстанции» и не имеют отношения к физической реальности.

На вопрос Дингла, нельзя ли без вреда для естествознания отбросить употребление понятия и слова «реальность», Борн отвечает, что «...могут отказаться от этого понятия только те люди, которые живут в изолированных воздушных замках, вдали от всякого опыта и от всех действительных дел и наблюдений, следовательно, тот тип человека, который углубился в чистую математику, метафизику или логику настолько, что совершенно отошел от мира».

В критике позитивизма М. Борн ссылается на практику, что весьма знаменательно. Позитивизм отрицает реальность вещей в микрофизике, замечает Борн, и рассматривает их только как конструкции для логической связи наблюдаемых явлений. Последовательный позитивист также и космический мир созвездий должен объяснить как чистый мир его идей. Ведь все высказывания о величине и физических свойствах Солнца, Луны, планет получаются только благодаря мышлению и вычислению. «Я думаю,— заключает М. Борн,—что в настоящее время— в век „Спутника и „Исследователя — такие аргументы звучат нелепо. Ведь собака уже совершила космическое путешествие, за ней скоро последуют и люди». Это яркий пример влияния успехов советской науки на изменение мировоззрения подлинного ученого, имеющего дело с познанием объективного мира.

В критике позитивистского взгляда на реальность М. Борн приводит ряд интересных аргументов. Как известно, позитивизм научному проникновению в сущность вещей противопоставляет чисто эмпирическое описание фактов и их систематизацию. Позитивистская точка зрения в квантовой механике заключается в том, что «физическая реальность» отождествляется с «ситуацией в экспериментальной установке», а сам микрообъект вне эксперимента не существует и принципиально непознаваем. М. Борн критикует подобное сведение сущности к явлению. Он не отрицает того, что физика имеет дело прежде всего с «ситуацией в экспериментальной установке», но последняя, по Борну, не сама физическая реальность, а ее «проекция на прибор». Следовательно, прибор н

е создает объекта, а только является средством к его познанию. Исследователь имеет дело в «экспериментальной установке» только с явлениями, за которыми необходимо вскрыть сущность объекта. За изменчивым потоком явлений необходимо найти, вскрыть их устойчивую основу, физическую реальность.

Таким неизменным, постоянным фактором М. Борн считает инварианты. Рациональным в такой постановке является то, что он не останавливается на поверхности явлений, не является рабом экспериментального материала, а ищет за экспериментальными данными приборов не зависимую от наблюдения, от приборов реальность. С этой позиции Борн по-иному трактует и принцип дополнительности. Взаимоисключающие и взаимодополняющие друг друга экспериментальные данные приборов разных типов это только проекции физической реальности, на основе которых исследователь с помощью физических понятий и математических форм должен создать мысленный образ, в котором должны быть отражены противоречивые свойства микрочастицы. Физическую реальность, по Борну, представляют инварианты. «Я убежден,— пишет он,— что идея инвариантов является ключом к рациональному понятию реальности, и не только в физике, но и в каждом аспекте мира».

Квантовая механика, продолжает Борн, зовет нас на новый путь описания физического мира, но не на отказ от его реальности. «Конечный результат дополни-тельных экспериментов есть группа инвариантов, характерная Для обсуждаемой сущности. Главными инвариантами называют заряд, массу (или лучше: массу покоя), спин и т.д.; и в каждом случае, когда мы в состоянии определить эти величины, мы заключаем, что имеем дело с определенной частицей. Я убежден, что мы вправе рассматривать эти частицы как реальные в том смысле, который не отличается существенно от обычного смысла этого слова».

И еще: «...Мы применяем анализ, чтобы отыскать в потоке явлений нечто постоянное, которое как раз и есть инвариант. Таким образом, инварианты — суть понятия, о которых естествознание говорит так же, как на обыкновенном языке говорит о „вещах", и которым оно присваивает названия так же, как если бы это были обычные вещи».

В этих словах так или иначе выражена точка зрения, противоположная В. Гейзенбергу, который писал: «...микрочастицы не существуют реально в том же смысле, как камни и деревья, независимо от того, наблюдаем мы их или нет», хотя Борн последовательно до конца не проводит точку зрения материализма.

Попытка найти нечто реальное независимо от наблюдения, от приборов, систем отсчетов сама по себе прогрессивна, но теория инвариантов — физическая теория и не может решить философский вопрос об объективной реальности, именно потому, что это не физический, а философский вопрос.

Если бы Макс Борн не был предубежден против марксизма, то он нашел бы ответ на вопрос о различии философского и физического исследования в диалектическом материализме, особенно в работе В.И. Ленина «Материализм и эмпириокритицизм», где указано, что определение материи как философской категории, как объективной реальности не связано с признанием лишь определенных видов материи и их свойств, с исторически ограниченным знанием строения и свойства материи. Признавать то или иное строение материи, те или иные ее свойства недостаточно для того, чтобы быть материалистом. Физические идеалисты П. Иордан, Г. Дингл, так же как и их оппонент М. Борн, признают инвариантность одних и тех же физических величин, однако они расходятся в философском понимании «физической реальности».

Следует отметить, что у М. Борна смешивается философское определение материи с вопросом о свойствах тех объектов, которыми занимается физика.

twitter.com facebook.com

Оставьте комментарий!

Не регистрировать/аноним

Используйте нормальные имена. Ваш комментарий будет опубликован после проверки.

Если вы уже зарегистрированы как комментатор или хотите зарегистрироваться, укажите пароль и свой действующий email.
(При регистрации на указанный адрес придет письмо с кодом активации и ссылкой на ваш персональный аккаунт, где вы сможете изменить свои данные, включая адрес сайта, ник, описание, контакты и т.д.)



grin LOL cheese smile wink smirk rolleyes confused surprised big surprise tongue laugh tongue rolleye tongue wink raspberry blank stare long face ohh grrr gulp oh oh downer red face sick shut eye hmmm mad angry zipper kiss shock cool smile cool smirk cool grin cool hmm cool mad cool cheese vampire snake excaim question

(обязательно)