Философия Спинозы

Рубрика:Взгляды на материю в философии средних веков и нового времени Четверг, 25 июня 2009 г.
Просмотров: 6811

Историческая заслуга Спинозы (1632—1677) состояла в том, что он преодолел дуализм Декарта на основе материалистической и атеистической философии. В решении основного вопроса философии Спиноза материалист. Он исходит из единой материальной субстанции, отбрасывая духовную субстанцию Декарта.


Само понятие субстанции, говорит Спиноза, исключает представление о двух и более субстанциях, ибо она не может производиться другой субстанцией, так как по своей природе существует вечно и никем не создается. Природе субстанции присуще существование, ее понятие исключает ее несуществование и сотворение. Субстанция существует сама по себе, объективно, независимо от человеческого сознания. Она основа всего многообразия и бесконечного богатства бытия. Энгельс отмечает, что Спиноза пытался объяснить природу из самой себя.


Сущность субстанции выражается в ее существенных свойствах-атрибутах. Атрибутов субстанция имеет бесконечное множество, но нам известны, утверждает Спиноза, только два — протяженность и мышление. Субстанцию Спиноза называет богом, но уже в определении ее атрибутов видно, что бог—лишь название для природы, так как важнейшее его свойство — протяженность.


Материализм Спинозы проявляется и в том, что мышление выступает не как субстанция, а только как ,атрибут природы, существующей наряду с другим атрибутом — протяжением. Приняв механистические взгляды Декарта и Гоббса на материю, Спиноза считает, что субстанция — природа не сводится к материи, что под природой следует понимать «... не одну материю и ее состояния, но, кроме материи, и иное бесконечное». Здесь, по-видимому, Спиноза имел в виду, что природа не сводится к атрибуту протяженности, характеризующему материю, по мнению материалистов XVII в., а включает в себя бесконечное число атрибутов, из которых известны только два—протяженность и мышление. Свое отрицательное отношение к попыткам Декарта отождествить протяженность и мышление, связанное с механистическим и абстрактно-геометрическим пониманием материи, и выразил Спиноза в положении, что субстанция включает не одну материю, а и «иное бесконечное». Спиноза в письме к Чирнгаусу отмечал, что из протяжения, как его мыслит Декарт, совершенно невозможно доказать существование тел, ибо покоящаяся материя будет пребывать в покое, ее не выведет из этого состояния какая-нибудь внешняя причина. Однако незадолго до смерти Спиноза предполагал пересмотреть господствующие среди материалистов XVII в. механистическое и абстрактно-геометрическое представление о материи.


В письме от 21 февраля 1677 г., написанном за семь месяцев до своей смерти, Спиноза отмечал, что из одного понятия протяжения нельзя доказать разнообразие вещей «... и что поэтому материя плохо определена Декартом через протяжение, но что она необходимо должна быть объясняема... через (такой) атрибут, который бы выражал вечную и бесконечную сущность. Но об этом я, быть может, когда-нибудь, если буду жив, поговорю с Вами более ясно. Ибо до сих пор я не имел возможности привести в надлежащий порядок то, что имеет отношение к этому вопросу».


Субстанция рассматривается Спинозой как первопричина всех вещей, в том числе и человека, обладающего разумом. Следовательно, в сущности ее должны находиться такие элементы, которые могли бы объяснить существование духовных явлений разума, чувства любви, желаний и других проявлений психики. Духовные явления не могут быть «порождены протяженностью, и Спиноза допускает второй бесконечный атрибут, выражающий сущность субстанции — мышление. Только единство протяженности и мышления объясняет, что субстанция сама по себе является причиной многообразия вещей. Для объяснения проявления неизменной субстанции в многообразии внешнего мира Спиноза вводит понятие модус, т.е. состояние, проявление субстанции в единичной вещи.


Под модусами Спиноза понимает состояние субстанции. Если субстанция существует сама в себе и представляется через себя, то модусы суть то, что существует в другом и представляется через это другое; если существование вытекает из сущности субстанции, то сущность модусов не содержит в себе с необходимостью существования, оно только возможно; если субстанция не ограничена, то модусы (конечные вещи) взаимно ограничивают друг друга. Субстанция существует вечно, модусы могут существовать длительное время, но не вечно. Материя не создается и не разрушается, каждая же конкретная вещь временна и преходяща. Субстанция — природа производящая, сущность природы, модусы — природа произведенная, конкретный реальный мир, его единичные вещи — состояния и действия субстанции. Природа производящая выражает единство мира, природа произведенная — его многообразие. Это две стороны одной и той же природы.


В понимании Спинозой субстанции есть элементы диалектики. Она не существует помимо своих модусов — многообразия реальных вещей, «...(спинозовское: субстанция есть causa sui [причина самой себя],—писал Энгельс,— прекрасно выражает взаимодействие)».

twitter.com facebook.com

Оставьте комментарий!

Не регистрировать/аноним

Используйте нормальные имена. Ваш комментарий будет опубликован после проверки.

Если вы уже зарегистрированы как комментатор или хотите зарегистрироваться, укажите пароль и свой действующий email.
(При регистрации на указанный адрес придет письмо с кодом активации и ссылкой на ваш персональный аккаунт, где вы сможете изменить свои данные, включая адрес сайта, ник, описание, контакты и т.д.)



grin LOL cheese smile wink smirk rolleyes confused surprised big surprise tongue laugh tongue rolleye tongue wink raspberry blank stare long face ohh grrr gulp oh oh downer red face sick shut eye hmmm mad angry zipper kiss shock cool smile cool smirk cool grin cool hmm cool mad cool cheese vampire snake excaim question

(обязательно)