Философия Аристотеля

Рубрика:Категория материи в нерасчлененной науке древнего мира Среда, 17 июня 2009 г.
Просмотров: 8751

Учение об идеях Платона было подвергнуто критике в работах великого древнегреческого философа Аристотеля (384—322 гг. до н.э.). Аристотель в решении важнейших вопросов философии колебался между «линией» Платона и «линией» Демокрита, между идеализмом и материализмом.


Большое место в философии Аристотеля занимает вопрос о материи. Материя —это еще не конкретные индивидуальные вещи, однако она реальное начало как материал, как субстрат, из которого состоят все вещи.


Материя — «первый субстрат каждой вещи, из которого возникает какая-нибудь вещь, в силу того, что он внутренне присущ ей...». Материя данной вещи уничтожается с уничтожением вещи. Она становится материей других вещей, возникающих из материала первой. В целом материя вечна и неуничтожима. Материя сама по себе косна и неподвижна, она не может составить вещи. Для возникновения вещи необходимо еще второе начало— форма. Самая низшая ступень в развитии природы, последний субстрат всех существующих вещей — это «первая материя». Она не имеет никакой формы, есть нечто неопределенное как в качественном, так и в количественном отношении. «Под материей я разумею то, что само по себе не обозначается ни как определенное по существу, ни как определенное по количеству, ни как обладающее каким-либо из других свойств, которыми бывает определено сущее».


Материя без формы лишена всяких свойств, всякой определенности, жизни, целостности, она лишь возможность. Действительностью материя становится с помощью активного начала формы. Форма — единственная активная сила, без которой пассивная материя — материал — не может стать конкретной вещью.


Жизнедеятельность, источник развития оторван от материи. Материя пассивна, инертна, несамостоятельна. Более того, форма как начало деятельное, по Аристотелю, предшествует материи как началу пассивному. Распространив это положение на всю природу, Аристотель приходит к выводу о существовании «формы всех форм» — мирового духа, «первого двигателя». В этом состоит колебание Аристотеля в сторону идеализма и метафизики в трактовке материи. Всякий идеалист, если признает материю, то прежде всего лишает ее самостоятельности, рассматривает как созданную божественной силой и развивающуюся под влиянием бога, духа, идей, формы.


В своей натурфилософии, в учении о природе, Аристотель исходит из того, что в основе всех состояний бытия лежит «первая материя». Ее проявления — четыре элемента: земля, вода, воздух и огонь, из которых и состоят все естественные тела. В отличие от вечных, неизменных «корней» Эмпедокла элементы Аристотеля способны к взаимопревращениям и взаимопереходам. Аристотель не был согласен с атомистикой Демокрита. Он считал, что самая малейшая частица содержит в себе эти четыре элемента, которые друг от друга неотделимы, и что последних неделимых частиц материи не существует. При изучении небесных сфер Аристотель добавляет еще пятый элемент — эфир.


Таково содержание категории материи как категории объективного бытия в натурфилософии Аристотеля.


Что касается материи как гносеологической категории, то в теории познания Аристотель исходит из реальности внешнего мира, из того, что природа, материальный мир является и источником познания. Мир воздействует на органы чувств человека и вызывает у него ощущения.


В критике идей Платона, сыгравшей прогрессивную роль в борьбе с идеализмом, Аристотель доказывает первичность вещей, природы и вторичность идей. Идеи как сущность вещей не могут существовать отдельно от вещей, от того, сущностью чего они являются, существовать где-то в потустороннем мире.


Однако Аристотель не смог правильно решить вопрос об отношении общих понятий (форм мышления) к отдельным единичным вещам. Путаясь в диалектике общего и отдельного, понятия и ощущения, сущности и явлений, Аристотель изменяет своему материалистическому положению об объективном существовании отдельных тел и, исследуя понятия, приходит к идеалистическому отрыву общих понятий от конкретной природы, признает их самостоятельное существование и первичность по отношению к вещам.

twitter.com facebook.com

Комментариев: 1

  1. 2009-11-02 в 19:04:55 | Аноним

    cheeseВсё ясно и понятно. Можно спокойно изложить на паре по философии и получить хороший балл.

Оставьте комментарий!

Не регистрировать/аноним

Используйте нормальные имена. Ваш комментарий будет опубликован после проверки.

Если вы уже зарегистрированы как комментатор или хотите зарегистрироваться, укажите пароль и свой действующий email.
(При регистрации на указанный адрес придет письмо с кодом активации и ссылкой на ваш персональный аккаунт, где вы сможете изменить свои данные, включая адрес сайта, ник, описание, контакты и т.д.)



grin LOL cheese smile wink smirk rolleyes confused surprised big surprise tongue laugh tongue rolleye tongue wink raspberry blank stare long face ohh grrr gulp oh oh downer red face sick shut eye hmmm mad angry zipper kiss shock cool smile cool smirk cool grin cool hmm cool mad cool cheese vampire snake excaim question

(обязательно)