Факты

Рубрика:Материя как категория познания Пятница, 24 июля 2009 г.
Просмотров: 2850

Философия, по утверждению позитивистов, занимается изучением «чувственных данных», «опыта» и т.п. Эти «чувственные данные», по Расселу например, состоят либо из «фактов» повседневного опыта, т.е. из ощущений субъекта, или из «фактов», которые даются памятью. При этом под «фактами» понимаются чисто языковые (логические) явления. Вслед за Б. Расселом это же утверждает и Р. Карнап. «Я склонен думать,— пишет он,— что не было бы слишком сильным отклонением от обычного словоупотребления, если бы мы эксплицировали термин „факт", как относящийся к определенного рода суждению...».

Итак, «факты» это не более как суждения, высказываемые субъектом!

«Факты» разделяются на «факты бытия», т.е. совокупности чувственного восприятия, и факты сознания — логические конструкции. Рассматривая факты как логические конструкции, современный позитивизм отождествляет объективный мир с «миром логики». «Логика наполняет мир; границы мира являются также ее границами».

Это общее положение современного позитивизма находит свое конкретное воплощение в позитивистской трактовке естествознания, и в частности физики, со стороны так называемой философии науки. Один из представителей этой школы неопозитивизма, профессор философии и физики Йельского университета (США) Г. Маргенау в своей книге «Природа физической реальности. Философия современной физики» рассматривает «физическую реальность» как состоящую из двух слоев: из непосредственных чувственных данных и из логических образований, конструированных образов (constructs).

Маргенау в своей борьбе с материализмом пытается создать у читателя впечатление, что он критически относится ко многим философским направлениям и не просто их отбрасывает, а стремится найти рациональное. Так же-де он подходит и к материализму (называя его «некритическим», или «наивным», реализмом, «романской традицией» или «механицизмом»), который оценивает как «первое приближение» .к научной истине. Поскольку, по Маргенау, материализм односторонен, то его необходимо дополнить «операционализмом» и «радикальным эмпиризмом».

Признавая, что среди естествоиспытателей широко распространена «вера» в существование вещей вне и независимо от сознания человека и что в естествознании существует неистребимая «потребность в реальности», Маргенау заявляет, что положение о существовании «класса реальных вещей» можно принять как предварительное. Более тщательный анализ заставляет якобы признать участие процесса познания, опыта субъекта в образовании не только понятий о вещах, но и самих вещей.

Отметив, что «всякий опыт включает мысль, предположение, чувство так же, как и ощущение», Г. Маргенау прежде всего пытается опровергнуть материалистическое положение, что под объектом познания, под «внешним» следует понимать нечто находящееся вне «опыта», т.е. вне человеческих ощущений, представлений, мыслей.

Например, мы наблюдаем дерево. Не следует искать за деревом, заявляет Маргенау, данном в нашем опыте, которое мы видим, трогаем, на которое при желании можем взобраться, еще какой-то особой сущности (привидений), действующей на нас и вызывающей чувственные представления о дереве. Вывод: объекты, изучаемые наукой, находятся внутри опыта, а не вне его. Маргенау заявляет, что «физическая наука не нуждается в мире привидений, стоящем за тем, к чему она относится». Он критикует Канта за его материалистическую тенденцию, за признание источником ощущении «вещи в себе». Но, стремясь создать видимость, что он остается на позиции науки, Маргенау заявляет, что не согласен с берклианским привлечением бога: стабилизация опыта не требует «приравнения опыта и мысли бога».

twitter.com facebook.com

Оставьте комментарий!

Не регистрировать/аноним

Используйте нормальные имена. Ваш комментарий будет опубликован после проверки.

Если вы уже зарегистрированы как комментатор или хотите зарегистрироваться, укажите пароль и свой действующий email.
(При регистрации на указанный адрес придет письмо с кодом активации и ссылкой на ваш персональный аккаунт, где вы сможете изменить свои данные, включая адрес сайта, ник, описание, контакты и т.д.)



grin LOL cheese smile wink smirk rolleyes confused surprised big surprise tongue laugh tongue rolleye tongue wink raspberry blank stare long face ohh grrr gulp oh oh downer red face sick shut eye hmmm mad angry zipper kiss shock cool smile cool smirk cool grin cool hmm cool mad cool cheese vampire snake excaim question

(обязательно)