Джайнизм

Рубрика:Категория материи в нерасчлененной науке древнего мира Среда, 17 июня 2009 г.
Просмотров: 3041

Стихийно-материалистические представления присущи и ранним школам буддизма и джайнизма, которые считаются религиозными и идеалистическими.

Основатель джайнизма Вардхомана, или Махавира (великий герой), живший в VI в. до н.э выступал против существования бога. Согласно учению раннего джайнизма, мир состоит из субстанций, обладающих двумя видами свойств — существенными и случайными. Существенные свойства, или признаки, принадлежат субстанции до тех пор, пока она существует, они обеспечивают неизменную сущность и постоянство субстанции. Но, кроме существенных признаков, субстанция имеет случайные, которые приходят и уходят. Они объясняют постоянную изменчивость и модификацию субстанции. Реально существуют неизменность, пока субстанция остается сама собой, и изменения, когда внешне, в зависимости от различных условий, субстанция изменяется.

Реальность субстанции характеризуется тремя факторами: неизменностью, порождением и разрушением. Мир состоит из постоянно возникающих, существующих и уничтожающихся субстанций, сам же он не имеет ни начала, ни конца, существует вечно. Субстанции подразделяются на протяженные и непротяженные. К непротяженным относится только время. Протяженные субстанции бывают двух родов: живые и неживые. К неживым джайнисты относили материю, пространство, условия движения и покоя. Материя — вечная субстанция. Она может принять любую форму и развить различные качества. Предметы природы, наше тело, ум, речь, дыхание и т.д.— все это, за исключением души и пространства, продукты материи. То, что доступно для наших чувств, т.е. обычные вещи, состоят из грубой материи, чувственно невоспринимаемое, состоит из тонкой материи. Материя наделена качествами осязания, вкуса, запаха, цвета и звука.

Материальные объекты, воспринимаемые чувствами, состоят из атомов. Атомов бесконечное множество, они невидимы и неразложимы, бесконечно малы, вечны и первичны, бесформенны, не создаются и не разрушаются.

Материальные вещи возникают в «результате соединения атомов, которые взаимно притягиваются. Атомы у джайнистов не имеют качественных отличий. Они однородны и только путем различных комбинаций дают различные элементы.

Наряду с этими наивно-материалистическими и стихийно-диалектическими представлениями о мире, материи, субстанции, джайнисты верят в существование освобожденных душ, достигших божественного совершенства.

Элементы материализма и диалектики были присущи и ранним школам буддизма.

twitter.com facebook.com

Оставьте комментарий!

Не регистрировать/аноним

Используйте нормальные имена. Ваш комментарий будет опубликован после проверки.

Если вы уже зарегистрированы как комментатор или хотите зарегистрироваться, укажите пароль и свой действующий email.
(При регистрации на указанный адрес придет письмо с кодом активации и ссылкой на ваш персональный аккаунт, где вы сможете изменить свои данные, включая адрес сайта, ник, описание, контакты и т.д.)



grin LOL cheese smile wink smirk rolleyes confused surprised big surprise tongue laugh tongue rolleye tongue wink raspberry blank stare long face ohh grrr gulp oh oh downer red face sick shut eye hmmm mad angry zipper kiss shock cool smile cool smirk cool grin cool hmm cool mad cool cheese vampire snake excaim question

(обязательно)