Древнегреческий философ Эпикур

Рубрика:Категория материи в нерасчлененной науке древнего мира Среда, 17 июня 2009 г.
Просмотров: 4198

Выдающимся материалистом и продолжателем атомистической теории в эпоху эллинизма был древнегреческий философ Эпикур (341—270 гг. до н.э.). Опираясь на новые данные наблюдения природы и ее законов, Эпикур продолжил борьбу, начатую Демокритом, против идеализма Платона в новых социально-экономических условиях и в новых условиях философской борьбы.

Отвергая идеализм Платона, «первый двигатель» Аристотеля, всякую мистику и религиозные воззрения, Эпикур исходит из существования предметов вне нас, из того, что ощущение нуждается во внешнем объекте. Отметив, что Эпикур рассматривает ощущение и созерцание «...как наше отношение к внешним предметам, так что он помещает представления в нас, а предметы вне нас», Гегель переходит в наступление против «материализма. Он прежде всего выступает против главного, против основы материализма — положения Эпикура о бытии вещей вне сознания человека и независимо от него.

Вещи, тела объективного мира, по Эпикуру, воздействуют «а наши органы чувств и вызывают ощущения. Ощущения людей свидетельствуют о существовании материальных тел. Гегель пытался извратить и это положение Эпикура. «...Эпикур отрицает вообще всякое понятие и всеобщее как сущность...», хотя де его же атомы «сами обладают именно этой природой мыслей».

Следовательно, Гегель превращает атомы Эпикура в мысли и утверждает, что якобы материалистический сенсуализм Эпикура уничтожает необходимость понятия и утверждает обывательский здравый смысл на вещи.

Разоблачая извращение идеализмом начала познания— чувственную ступень,— Ленин писал, что это клевета на материализм, что «необходимость понятия» ни капли не «уничтожается» учением об источнике познания.

Учение о том, что ощущения непосредственно связывают познающего субъекта с объективным миром, т.е. об источнике знания, не принижает значения теоретического мышления. Эпикур, последовательно развивая положения Демокрита, проводит материалистический сенсуализм и отстаивает возможность познания объективной истины.

В эпоху Эпикура в Древней Греции существовало два представления о строении материи: аристотелевское— материя не имеет никакого строения, никаких свойств, она сплошь заполняет занимаемую телом часть пространства — и демокритовское — атомистическое.

Выступая против идеалистов, утверждавших, что материальные тела возникают из невещественного начала, из чистого ничто, Эпикур исходит из того, «что ничто не происходит из несуществующего. ...Вселенная всегда была такой, ...потому что нет ничего, во что она изменяется (изменится): ведь помимо Вселенной нет ничего, что могло бы войти в нее и произвести изменение». Вселенная и все ее многообразные явления состоят из атомов, движущихся в пустоте. Эпикур придал новую форму атомизму Левкиппа и Демокрита. Важнейшим свойством атомов является, по Эпикуру, тяжесть, «...уже Эпикур приписывал атомам не только различия по величине и форме, но также и различия по весу, т.е. Эпикур по-своему уже знал атомный вес и атомный объем». Этим он подошел ближе, чем Демокрит, к современным атомистическим теориям.

Вселенная, согласно Эпикуру, бесконечна как по количеству атомов, так и по величине пустоты, которая является условием движения атомов. Образование вещей из атомов происходит в силу того, что в своем движении атомы отклоняются от прямого пути и, сталкиваясь друг с другом, сцепляются. Признание случайного отклонения атомов от прямой линии направлено против фатализма философии Демокрита. Это отклонение не вызывается никакими внешними причинами, а является результатом внутренне обусловленного (спонтанного) движения. Учение Эпикура о самопроизвольном, спонтанном отклонении атомов является одним из существенных принципов всего его учения о материи и проходит через всю его философию. В нем выражена гениальная догадка о внутреннем источнике движения материи. В.И. Ленин и по этому вопросу защищал материалиста Эпикура от идеалиста Гегеля. «Эпикур приписывает атомам «krummlinigte» Bewegung («криволинейное» движение), это-де «произвол и скука...» у Эпикура — ((а «бог» у идеалистов???))». В истории науки попытка Эпикура преодолеть историческую ограниченность демокритовского атомизма имеет огромное значение.

twitter.com facebook.com

Оставьте комментарий!

Не регистрировать/аноним

Используйте нормальные имена. Ваш комментарий будет опубликован после проверки.

Если вы уже зарегистрированы как комментатор или хотите зарегистрироваться, укажите пароль и свой действующий email.
(При регистрации на указанный адрес придет письмо с кодом активации и ссылкой на ваш персональный аккаунт, где вы сможете изменить свои данные, включая адрес сайта, ник, описание, контакты и т.д.)



grin LOL cheese smile wink smirk rolleyes confused surprised big surprise tongue laugh tongue rolleye tongue wink raspberry blank stare long face ohh grrr gulp oh oh downer red face sick shut eye hmmm mad angry zipper kiss shock cool smile cool smirk cool grin cool hmm cool mad cool cheese vampire snake excaim question

(обязательно)