Диалектический материализм

Рубрика:Категория материи и основной вопрос философии Вторник, 14 июля 2009 г.
Просмотров: 3522

Диалектический материализм при исследовании как системы своих категорий и законов в целом, так и отдельных категорий и законов прежде всего устанавливает факт отражения ими объективной реальности. Критикуя энергетизм, отрыв им движения от материи, В.И. Ленин подчеркивал, что и идеалист не отрицает движения, т.е. различие материализма и идеализма не состоит в его признании или отрицании. Расхождение между идеалистом и материалистом по вопросу о движении заключается в том, что материалист признает объективную реальность движения и рассматривает данную категорию как отражение объективного реального свойства самих вещей и процессов внешнего мира.

Это же самое следует сказать и относительно категорий пространства и времени. Главное, что отличает материалиста и идеалиста в трактовке пространства и времени,— это признание материалистом объективной реальности пространства и времени. «Какая же это защита от теологов,— спрашивал В.И. Ленин махистов,— если вы не признаете за пространством и временем объективной реальности?».

Первое, основное и исходное положение материализма в противоположность идеализму и состоит в том, что не только материальные вещи, но и их свойства—движение, пространство и время, закономерности и т.п. суть объективная реальность. Исходя из этого главного положения материализма, Ленин при исследовании категорий и черт материалистической диалектики на первое место ставит «объективность рассмотрения».

Рассматривая категорию материи как первую, начальную категорию философской науки, как предельную абстракцию, дальше которой идти уже бессмысленно, Ленин на исходной стадии исследования обозначал понятием материи всю объективную реальность и отождествлял понятия «действительный мир» и «материя», «физическое» и «материя», «чувственный мир» и «объективная реальность».

Диалектическая логика учит, что научная абстракция должна обладать не просто всеобщностью, а конкретной всеобщностью, т.е. она должна характеризовать своеобразие данной вещи или области знания. Если мы это требование нарушим и пойдем дальше категории материи, возьмем еще большую степень абстракции, скажем, «существование», «бытие вообще», то мы выйдем за пределы философского исследования.

В полемике с Дицгеном В.И. Ленин отмечал: «Что и мысль и материя «действительны», т.е. существуют, это верно». Однако недостаток категории существования, бытия состоит в том, что это уже такая абстракция, такая всеобщность, отождествляющая мысль и материю, которая не выражает своеобразия философского исследования, ибо она не характеризует специфику, сущность одного философского направления в противоположность другому, а, напротив, затемняет эту сущность и противоположность, «...назвать мысль материальной,— указывал В.И. Ленин,— значит сделать ошибочный шаг к смешению материализма с идеализмом». Дицген предлагал расширить понятие «материи» и включить в него нашу способность познавать, объяснять; иначе говоря, он предлагал превратить категорию материи из «конкретной всеобщности», т.е. абстракции, выражающей сущность материализма, в такую «абстрактную всеобщность», которая выражала бы все на свете и, следовательно, ничего.

Включение мыслей, сознания, духовного в понятие материи, замена последнего понятием «существование» лишило бы категорию материи присущего ей содержания, способности выражать сущность материалистического мировоззрения, противопоставлять его идеалистическому мировоззрению. На предложение Дицгена расширить понятие материи В.И. Ленин заметил: «Это путаница, способная только смешать материализм и идеализм под видом „расширения" первого», подчеркнув, что если в понятие материи включить и мысли, как предлагал Дицген, то это породит путаницу, «...ибо при таком включении теряет смысл гносеологическое противопоставление материи духу, материализма идеализму, на каковом противопоставлении Дицген сам настаивает».

Таким образом, ленинское определение материи выражает противоположность материализма идеализму. Предельно широкое понятие материи служит исходной категорией для характеристики объективного бытия. Понятие материи является также исходной категорией для обозначения единственного источника наших знаний и построения подлинно научной теории познания. Заключенное в этой категории требование объективности рассмотрения, соответств

twitter.com facebook.com

Оставьте комментарий!

Не регистрировать/аноним

Используйте нормальные имена. Ваш комментарий будет опубликован после проверки.

Если вы уже зарегистрированы как комментатор или хотите зарегистрироваться, укажите пароль и свой действующий email.
(При регистрации на указанный адрес придет письмо с кодом активации и ссылкой на ваш персональный аккаунт, где вы сможете изменить свои данные, включая адрес сайта, ник, описание, контакты и т.д.)



grin LOL cheese smile wink smirk rolleyes confused surprised big surprise tongue laugh tongue rolleye tongue wink raspberry blank stare long face ohh grrr gulp oh oh downer red face sick shut eye hmmm mad angry zipper kiss shock cool smile cool smirk cool grin cool hmm cool mad cool cheese vampire snake excaim question

(обязательно)