Дальнейшее развитие учения о материи

Рубрика:Взгляды на материю в философии средних веков и нового времени Пятница, 26 июня 2009 г.
Просмотров: 3635

Дальнейшее развитие учения о материи было дано в работах выдающегося английского материалиста Джона Толанда (1670—1722). Главный вклад в материалистическую философию, сделанный Толандом, резюмируется в заголовке одного из разделов его основного произведения «Письма к Серене»: «Движение—существенное свойство материи».

Толанд выступает против одного из основных ложных положений метафизической философии XVII в., заключающегося в отрыве движения от материи. Он воюет с декартовским и лейбницевским признанием божественного первотолчка, против положения об инертности материи.

Толанд принимает и развивает материалистическое решение Спинозой основного вопроса философии, его монизм, его утверждение, что субстанция едина и что такой субстанцией мира является материя. Однако он выступает против положения Спинозы, что движение есть модус атрибута, протяжения, а не самостоятельный атрибут. Поэтому, утверждает Толанд, Спиноза не сумел показать, каким образом разнообразие отдельных тел возможно примирить с единством субстанции. Многообразие тел нельзя объяснить ни одним из названных Спинозой атрибутов— ни протяжением, ни мышлением. «В голом понятии протяжения не заключается никаких признаков разнообразия и никаких причин изменяемости». Качественное многообразие материи определяется тем, что она обладает атрибутом движения, что движение неотделимо от материи. Толанд отмечает заслугу Локка, открывшего свойство материи — плотность, но полная характеристика материи может быть дана, если мы к свойствам протяжения и плотности добавим еще свойство внутренней активности или движения.

Толанд не ограничивается исправлением ошибки Спинозы, но пытается раскрыть теоретические корни этой ошибки. В самом деле, если рассматривать движение как пространственное перемещение, то это будет не атрибут, а модус. Однако мы не должны останавливаться на поверхности вещей: пространственное движение — это следствие, тогда как необходимо заглянуть в глубь явлений и за следствием вскрыть причину. В смешении причины со следствием, движущей силы с пространственным перемещением, и заключаются теоретические корни ошибки Спинозы. Причина всех движений и изменений в природе состоит в самодвижении материи, в ее внутренней активности.

Толанд учит об относительности покоя и рассматривает его не как состояние абсолютного бездействия, а как «движение сопротивления», так как для удерживания тел в состоянии покоя требуется столько же силы, сколько и для приведения их в движение. Он критикует также положение Спинозы об атрибутивности мышления, о том, что «каждая частица воздуха, воды, дерева, железа, камня, так же как человек или животное и как вся масса материи в целом, „всегда мыслит"». Этот тезис он считает противным разуму и опыту. Положение об одушевленности всей материи, говорит Толанд, вытекает из учения о бездеятельности материи, из отрицания движения как существенного свойства всей материи. Критикуя взгляды идеалистов и гилозоистов на сознание, Толанд считал, что мышление—продукт мозга, что идеи формируются разумом на основании чувственных данных, полученных из опыта. Однако природу сознания он понимал наивно, упрощенно и допускал элементы вульгарного материализма, отождествляя сознание с движением особой материи— «эфира».

Из положения об абсолютном покое вытекает, по мнению Толанда, и ошибочное представление о строении материи: представление о том, что материя состоит из независимых друг от друга частей и пустоты — пространства, не заполненного материей. Толанд отстаивает атомизм, но отрицает пустоту.

Несмотря на элементы диалектики, содержащиеся в учении Толанда о материи, в целом оно метафизично. Все вещи, по его мнению, происходят в результате механического сложения, разъединения и разнообразного смешения атомов. Атомы просты по своему составу, неделимы и бесконечны по виду и числу. Его понимание сущности самого движения не включает диалектической идеи развития. «...В мире не возникает ничего нового,— писал Толанд,— кроме лишь перемены места, из которой проистекает появление и исчезновение всех вещей...».

twitter.com facebook.com

Оставьте комментарий!

Не регистрировать/аноним

Используйте нормальные имена. Ваш комментарий будет опубликован после проверки.

Если вы уже зарегистрированы как комментатор или хотите зарегистрироваться, укажите пароль и свой действующий email.
(При регистрации на указанный адрес придет письмо с кодом активации и ссылкой на ваш персональный аккаунт, где вы сможете изменить свои данные, включая адрес сайта, ник, описание, контакты и т.д.)



grin LOL cheese smile wink smirk rolleyes confused surprised big surprise tongue laugh tongue rolleye tongue wink raspberry blank stare long face ohh grrr gulp oh oh downer red face sick shut eye hmmm mad angry zipper kiss shock cool smile cool smirk cool grin cool hmm cool mad cool cheese vampire snake excaim question

(обязательно)