Дальнейшее развитие принципа партийности

Рубрика:Категория материи и основной вопрос философии Среда, 8 июля 2009 г.
Просмотров: 2755

Дальнейшее всестороннее развитие принцип партийности в философии получил в работах В.И. Ленина. В эпоху империализма идеологи буржуазии пытались и пытаются представить модные реакционные философские течения как совершенно «новые», не связанные со старым субъективным или объективным идеализмом, опирающиеся на самое последнее слово науки, упраздняющие якобы устарелое деление философии на материализм и идеализм. Для буржуазных философов эпохи империализма характерно стремление всячески скрыть свои взгляды и цели за ширмой новых понятий, терминов, названий. Маскируя узкоклассовые, корыстные интересы империалистической буржуазии, они пытаются выдать свои отжившие воззрения за нечто преодолевающее «односторонность» материализма и идеализма, выдать свой идеализм за «реализм». В.И. Ленин писал в этой связи: «В наше время нельзя философу не объявлять себя „реалистом" и „врагом идеализма". Пора же понять это, господа махисты».

Ленин рассматривает партийный подход к анализу модных реакционных философских течений как важнейший теоретический и методологический принцип. «О человеке судят не по тому, что он о себе говорит или думает, а но делам его. О философах надо судить не по тем вывескам, которые они сами на себя навешивают („позитивизм",философия „чистого опыта", „монизм" или „эмпириомонизм", „философия естествознания" и т.п.), а по тому, как они на деле решают основные теоретические вопросы, с кем они идут рука об руку, чему они учат и чему они научили своих учеников и последователей».

В.И. Ленин раскрывает теоретические и методологические основы претендующих на «новизну» философских систем и дает блестящий пример партийного подхода. За словесным мусором «элементов», «принципиальной координации», теории «интроекции», принципа «экономии мышления» Ленин раскрывает сущность гносеологической линии той или иной философской системы. Таким образом, чтобы избежать ошибок в оценке философских направлений, нужно не довольствоваться внешней терминологией, а идти глубже: «за внешностью терминов, дефиниций, схоластических вывертов, словесных ухищрений» прослеживать две основные тенденции, две линии в философии. «Попытки выскочить из этих двух коренных направлений в философии,— указывал Ленин,— не содержат в себе ничего, кроме „примиренческого шарлатанства"».

Ленин рассматривает любое положение гносеологии, любой философский вопрос, поставленный новыми открытиями физики, с позиций партийности философии, т.е. углубляет его рассмотрение до проблемы отношений мышления к бытию, сознания к материи. Достаточно сослаться на ленинский анализ махистского понятия «элемент», теории «принципиальной координации» Авенариуса, попытки Оствальда мыслить движение без материи и т.п.

Рассмотрение проблем под углом зрения основного вопроса философии направлено против эклектического смешения элементов идеализма и материализма, объективистского скольжения по поверхности явлений и отказа от познания сущности вещей и процессов.

twitter.com facebook.com

Оставьте комментарий!

Не регистрировать/аноним

Используйте нормальные имена. Ваш комментарий будет опубликован после проверки.

Если вы уже зарегистрированы как комментатор или хотите зарегистрироваться, укажите пароль и свой действующий email.
(При регистрации на указанный адрес придет письмо с кодом активации и ссылкой на ваш персональный аккаунт, где вы сможете изменить свои данные, включая адрес сайта, ник, описание, контакты и т.д.)



grin LOL cheese smile wink smirk rolleyes confused surprised big surprise tongue laugh tongue rolleye tongue wink raspberry blank stare long face ohh grrr gulp oh oh downer red face sick shut eye hmmm mad angry zipper kiss shock cool smile cool smirk cool grin cool hmm cool mad cool cheese vampire snake excaim question

(обязательно)