Борьба материализма с идеализмом в XVII—XVIII вв. по вопросу о материи как источнике познания

Рубрика:Взгляды на материю в философии средних веков и нового времени Суббота, 27 июня 2009 г.
Просмотров: 4403

В истории философии шла борьба не только по вопросу, материален или идеален мир по своей природе, но также по вопросу об источнике познания. Английские материалисты XVII в. Ф. Бэкон, Т. Гоббс боролись против средневекового «реализма». Исходя из того, что объектом познания является природа, Бэкон учил, что познание есть знание отдельных вещей, существующих вне и независимо от познающего ума. Гоббс утверждал, что реально существуют только вещи, а понятие есть слово, произвольно выбранное в качестве мерки. Бэкон и Гоббс не могли решить проблему соотношения единичного, отдельного предмета и общего понятия.

Величайшая заслуга Джона Локка (1632—1704) в истории философии заключается в обосновании происхождения знания и идей из чувственного мира, исследование вопроса об источнике познания. Он прежде всего показал ненаучность теории врожденных идей и нравственных принципов, утверждавшей, что людям присущи знания помимо и независимо от опыта. Объектами ощущений служат прежде всего внешние материальные предметы. Материи как основе, источнику нашего познания в системе Локка уделяется большое внимание. Это — первый источник представлений и понятий людей. Однако объектом познания, по Локку, является не только внешний мир, но и деятельность самой души, которая служит основой рефлективного познания. Деятельность души проявляется в воспитании, мышлении, сомнении, вере, рассуждении, познании, желании и т.д.

Соответственно двум источникам познания — внешнему и внутреннему — Локк признает существование материальной телесной субстанции и субстанции духовной, мыслящей. «Понятие материи,— пишет Локк,— не заключает в себе ничего другого, кроме понятия о чем-то таком, в чем существуют те многочисленные чувственные качества, которые воздействуют на наши чувства...».

Следовательно, материя не есть нечто потустороннее по отношению к конкретному миру вещей и процессов. Однако Локк не мог решить проблему общего и единичного. Он полагал, что природа состоит из единичных вещей, а общее, универсальное — лишь создание разума и не принадлежит самим вещам. «...Всеобщность не принадлежит самим вещам, которые по своему бытию все единичны...».

Локк не отрицал существования общих понятий (идей), как-то: «субстанция», «сила» и т.д. Материю как субстанцию он считал субстратом совокупности качеств объектов действительности. С одной стороны, Локк делал вывод, что всеобщность не принадлежит вещам, а с другой, как материалист, он допускал существование некоего носителя, по его словам,— подпорки многочисленных качеств, воздействующих на наши чувства.

Трудности возникают у Локка и при решении вопроса о познаваемости субстанции. Человек с помощью ощущений или рефлексии воспринимает единичные свойства и отдельные вещи и образует о них простые идеи — материал знания. Сложные идеи есть сочетания простых. «Как бы высоко ни казалась душа приподнятой в обширном пространстве, где она предается широким умозрениям, она не подвигается ни на йоту далее тех идей, которые предлагает созерцанию чувство или рефлексия».

Душа лишь абстрагирует, т.е. устраняет из ряда идей-то особенное, что присуще отдельным вещам, и удерживает лишь общее, не прибавляет ничего нового, имея дело с тем содержанием, которое заключено в идеях, полученных посредством чувств. Но субстанция не представляет собой отдельных качеств и вещей, данных в чувствах, а есть нечто служащее им субстратом. Так, Локк приходит к агностическому выводу: мы не знаем, что такое субстанция.

Именно Локк был в области науки одним из выразителей тенденции, направленной не на изучение взаимосвязи и взаимозависимости вещей, а на познание отдельных явлений и сторон объективного мира, сводил общее к сумме единичных вещей. При помощи аналитического подхода к природе, господствующего в естествознании того времени, Локк вслед за Ньютоном мысленно расчленил материю, движущуюся в пространстве и во времени, на абстракции: материя и движение, пространство и время.

Одностороннее применение аналитического приема исследования загородило науке путь к пониманию целого. «Перенесенный Бэконом и Локком из естествознания в философию, этот способ понимания создал специфическую ограниченность последних столетий — метафизический способ мышления».

Отстаивая объективный, материальный характер природы, Локк подчеркивает, что человек «...(не может создать ни малейшей частицы материи или уничтожить хотя бы один уже суще

twitter.com facebook.com

Оставьте комментарий!

Не регистрировать/аноним

Используйте нормальные имена. Ваш комментарий будет опубликован после проверки.

Если вы уже зарегистрированы как комментатор или хотите зарегистрироваться, укажите пароль и свой действующий email.
(При регистрации на указанный адрес придет письмо с кодом активации и ссылкой на ваш персональный аккаунт, где вы сможете изменить свои данные, включая адрес сайта, ник, описание, контакты и т.д.)



grin LOL cheese smile wink smirk rolleyes confused surprised big surprise tongue laugh tongue rolleye tongue wink raspberry blank stare long face ohh grrr gulp oh oh downer red face sick shut eye hmmm mad angry zipper kiss shock cool smile cool smirk cool grin cool hmm cool mad cool cheese vampire snake excaim question

(обязательно)