Понимание материи как объекта познания

Вторник, 28 июля 2009 г. Рубрика:Материя как категория познания

Положение В.И. Ленина о том, что материя есть единственный источник наших знаний, подводит вплотную к вопросу об отражении ее в сознании.

В понимании материи как объекта познания содержится две мысли: во-первых, признание существования мира вне и независимо от нашего сознания и, во-вторых, что отражение внешнего мира есть содержание сознания действительности в нашем сознании начинается с ощущений, осуществляющих непосредственную связь сознания с материей.Читать далее

Операционализм

Понедельник, 27 июля 2009 г. Рубрика:Материя как категория познания

Разновидностью неопозитивистской трактовки понятий, имеющей известное распространение среди естественников, а в особенности среди физиков, является операционализм. Во главе этой разновидности позитивизма стоит американский физик-экспериментатор П. Бриджмен. По его мнению, физические понятия можно определить только через некоторую операцию измерения. Измерения могут быть фактическими или мысленными экспериментами.Читать далее

Положение теории познания диалектического материализма

Понедельник, 27 июля 2009 г. Рубрика:Материя как категория познания

Положение теории познания диалектического материализма о том, что чувственное познание — ощущение — есть первая ступень, познания, что без его участия невозможно познать объективный мир, направлено не только против агностицизма, но и против мистических теорий познания, утверждающих, что мир «может быть познан без непосредственного контакта с ним, интуитивно, с помощью только усилий разума, априорных форм мышления и т.Читать далее

Современный томизм

Воскресенье, 26 июля 2009 г. Рубрика:Материя как категория познания

Современный томизм — разновидность объективного идеализма — утверждает, что человек познает как материальные вещи, так и духовные сущности, поэтому материя, по мнению неотомистов, не может быть единственным источником человеческих знаний. Признавая бога первоисточником всего существующего в мире, они считают, что все наши знания происходят от духовной сущности. Но так как мир выступает, с точки зрения томистов, в форме чувственно воспринимаемого и в форме потустороннего (трансцендентного) мира, то они «ратуют», в частности, и за познаваемость чувственно воспринимаемого мира силами наших органов - чувств и разума.Читать далее

Критика объективного идеализма и его разновидности — неотомизма по вопросу об источнике познания

Воскресенье, 26 июля 2009 г. Рубрика:Материя как категория познания

Положение диалектического материализма о материальном источнике наших знаний противоположно и другой разновидности идеализма — объективному идеализму, ибо различия между субъективным и объективным идеализмом с точки зрения материализма не существенны. Считать ли источником наших знаний мое ощущение или вообще ощущение, я или абсолютную идею, дух и т.д., от этого не изменится сущность идеализма, решение им основной гносеологической проблемы.Читать далее

Задача любой науки

Воскресенье, 26 июля 2009 г. Рубрика:Материя как категория познания

Задача любой науки, согласно философскому материализму,— познание того или иного вида материи, формы ее движения, структуры, свойства и т.п., т.е. познаете тех или иных сторон, связей отношений самой действительности, а не наших ощущений, представлений, наблюдений, называемых идеалистами опытом.

Позитивистский подход к анализу задач и содержания науки отрицает объективную реальность как источник наших знаний.Читать далее

Старшее поколение позитивизма

Суббота, 25 июля 2009 г. Рубрика:Материя как категория познания

Старшее поколение позитивизма утверждало, что физика изучает не материальные объекты, а связи и отношения между ощущениями. Например, Мах в 1872 г. писал: «Задача науки может состоять лишь в следующем: 1. Исследовать законы связи между представлениями (психология). 2. Открывать законы связи между ощущениями (физика)». Таким образом, предмет физики —связь между ощущениями, а не между вещами или телами, образом которых являются наши ощущения.Читать далее

Немецкий физический идеалист П. Иордан

Суббота, 25 июля 2009 г. Рубрика:Материя как категория познания

Немецкий «физический» идеалист П. Иордан отождествляет позитивизм и теоретические основы квантовой физики. «Среди современных физиков-квантистов,— писал он,— принята в сущности совершенно единодушно теоретико-познавательная концепция, находящаяся под сильным воздействием позитивизма; эту теоретико-познавательную концепцию невозможно отклонить, не отклоняя также и самой квантовой механики.Читать далее

Квантовая механика

Суббота, 25 июля 2009 г. Рубрика:Материя как категория познания

Позитивизм как идеалистическое течение, широко распространенное среди буржуазной интеллигенции, в особенности среди естествоиспытателей, оказал известное влияние на некоторых основателей квантовой механики— одной из ведущих физических теорий XX в.

Квантовая механика исследует законы движения электронов, протонов, нейтронов и других микрообъектов. Объект исследования квантовой механики качественно и количественно отличается от объекта исследования классической механики.Читать далее

Совокупность опыта

Пятница, 24 июля 2009 г. Рубрика:Материя как категория познания

Сама природа как объект исследования естествознания, продолжает Маргенау, есть «совокупность опыта». Атомы, электроны и другие «элементарные» частицы — это лишь умственные конструкции. Они не существуют вне опыта, но в то же самое время это не нечто непосредственно данное в опыте, это результат рациональной переработки чувственных данных.

Субъективно-идеалистическая концепция Маргенау отрицает объективное существование микрообъектов вне и независимо от наблюдений, от логических операций исследования над чувственным материалом, получаемым в результате воздействия материальных частиц на материальные же приборы.Читать далее

Факты

Пятница, 24 июля 2009 г. Рубрика:Материя как категория познания

Философия, по утверждению позитивистов, занимается изучением «чувственных данных», «опыта» и т.п. Эти «чувственные данные», по Расселу например, состоят либо из «фактов» повседневного опыта, т.е. из ощущений субъекта, или из «фактов», которые даются памятью. При этом под «фактами» понимаются чисто языковые (логические) явления.Читать далее

Принципиальная координация

Пятница, 24 июля 2009 г. Рубрика:Материя как категория познания

Теорию «принципиальной координации» Авенариуса в новой форме проповедуют и прагматисты. Так, Дьюи утверждает, что познающий субъект имеет дело не с материей, а с опытом, в то же время каждый конкретный опыт есть взаимодействие двух факторов: идеального и реального, организма и окружения. Только вместо «принципиальной координации» Авенариуса Дьюи придумывает новое определение: «непрерывное взаимодействие», но суть остается прежняя, субъективно-идеалистическая: вне «непрерывного взаимодействия» субъекта и среды нет мира, вне субъекта нет объекта.Читать далее

Признание первичности материи

Пятница, 24 июля 2009 г. Рубрика:Материальность мира и его единство

Из признания первичности материи вытекает, что не существует другой силы, источника, основы всего многообразия вещей и процессов, а все порождено материей, что многообразные явления в мире представляют различные виды движущейся материи, что мир материален по своей природе. Материя — основа и причина всего многообразия вещей и процессов, она существует не вне и до своих конкретных проявлений, а в них.Читать далее

Критика позитивизма и ревизионизма по вопросу об источнике познания

Четверг, 23 июля 2009 г. Рубрика:Материя как категория познания

Философское понятие материи является исходной категорией теории познания диалектического материализма. Оно отвечает на вопрос, что является источником, объектом познания, в каком отношении материя находится к познающему субъекту. Тот факт, установленный материалистической философией и естествознанием, что в мире нет ничего, «кроме движущейся материи, которая существует вне и независимо от сознания и воздействует на него, предполагает, что только материя является единственным источником наших ощущений, мыслей, знаний об этом объективном мире.Читать далее

Время и пространство

Четверг, 23 июля 2009 г. Рубрика:Материальность мира и его единство

Время и пространство — коренные, всеобщие, объективные формы существования материи. Это значит, что многообразие видов движущейся материи выступает в двух основных формах: форме сосуществования, взаимного расположения, протяженности разнокачественных материальных тел и явлений, которые имеют размеры (пространство), и в форме длительности, последовательности и смены состояний материи (время).Читать далее