Домарксовский материализм

Воскресенье, 2 августа 2009 г. Рубрика:Категория материи и естествознание

Домарксовский материализм, опираясь на ограниченные представления естествознания того времени о связи материи и движения, на неразвитость таких отраслей знания, как химия, биология, геология, не мот обосновать идеи развития. Однако эта идея пробивала себе дорогу, и к середине XIX в. накопился в ряде наук — в астрономии, геологии, биологии — достаточный материал, свидетельствующий об эволюции материи.Читать далее

Движение есть неотъемлемое свойство материи

Суббота, 1 августа 2009 г. Рубрика:Категория материи и естествознание

Так обстояло дело с выработкой положения о том, что движение есть неотъемлемое свойство материи, с положением о неразрывности материи и движения.

Маркс и Энгельс на основе обобщения современного им научного знания и практики пришли к выводу, что нет материи вне движения, что движение является самым существенным свойством материи, ее неотъемлемым атрибутом.

В этом плане очень ценным было бы проследить, как естествознание, и в особенности физика, с каждым новым крупным открытием подтверждало вывод, что движущаяся материя не может существовать вне времени и пространства.Читать далее

Значение категории материи для развития естествознания

Суббота, 1 августа 2009 г. Рубрика:Категория материи и естествознание

Ленинское учение о материи, развитое в новую эпоху— эпоху величайших открытий естествознания и одновременно кризиса физики, имеет руководящее значение для развития естественных наук.

Особенно велико значение ленинского учения о материи как философской категорий, выработанное в борьбе с различными разновидностями идеализма, в том числе и с «физическим» идеализмом. Положение о связи философского понятия материи с естественнонаучными представлениями о ее строении и свойствах было направлено против идеалистического отрыва физических теорий от материализма.Читать далее

Превращение различных видов материи

Пятница, 31 июля 2009 г. Рубрика:Категория материи и естествознание

Раскрывая взаимное превращение различных видов материи, например вещества в свет и обратно, а также историческое происхождение одних ее видов из других, естествознание подтверждает материальность мира и его единство, будучи опытной основой философского материализма и диалектического понимания природы. Диалектический материализм же опирается в своем развитии на достижения естествознания.

Определяя характер, особенности, форму материалистической философии на том или ином ее этапе развития, указывал Ф.Читать далее

Марксистско-ленинское понимание практики

Пятница, 31 июля 2009 г. Рубрика:Материя как категория познания

Марксистско-ленинское понимание практики органически связано с признанием материи источником наших знаний, с признанием существования объективной истины, того, что объект деятельности человека, как познавательной, так и практической, существует вне и независимо от него. Практическая деятельность человека основана на объективных законах внешнего мира как природы, так и общества. Марксистское положение о том, что подлинно научное понимание практики как основы познания и критерия истины невозможно без признания существования материи, объективного мира вне и независимо от практической деятельности людей, направлено против субъективного понимания практики как личного успеха, индивидуальной деятельности человека, удовлетворения его желаний и стремлений.Читать далее

Значение естествознания для разработки категории материи

Пятница, 31 июля 2009 г. Рубрика:Категория материи и естествознание

Значение связи между философским материализмом и естественнонаучными теориями о строении и свойствах материи состоит в том, что они взаимно обогащают друг друга.

Марксистско-ленинское понимание материи основано на общественно-исторической практике людей труда и науки, которая «создает наше убеждение в том, что вещи, мир, среда существуют независимо от нас»... «убеждение „наивных реалистов" (т.Читать далее

Признание практики критерием истины

Четверг, 30 июля 2009 г. Рубрика:Материя как категория познания

Признание практики критерием истины само по себе еще не свидетельствует о ее научном понимании. В.И. Ленин отмечал, что «...этот критерий можно толковать и в субъективном и в объективном смысле». Примером субъективистского понимания практики, указывал Ленин, может служить фидеистическая философия Леруа, который признает критерий практики, но вместе с тем утверждает, что этот критерий не доказывает объективной истины.Читать далее

Релятивизм

Четверг, 30 июля 2009 г. Рубрика:Материя как категория познания

Релятивизм, конвенционализм неопозитивистов тесно связан с их сведением критерия истины к чувственному опыту, с так называемым принципом верификации — проверки; более того, само понятие истины в неопозитивизме рассматривается как производное от способа проверки, истинность отождествляется с проверяемостью.

Витгенштейн говорит: «Чтобы узнать, истинен или ложен образ, мы должны сравнить его с действительностью».Читать далее

Революция в физике

Четверг, 30 июля 2009 г. Рубрика:Материя как категория познания

Революция в физике на рубеже XIX и XX вв. наглядно свидетельствовала, что положения классической физики представляют собой истину относительную, но они содержат в себе зерна абсолютной истины. Между классической физикой и новыми физическими теориями была обнаружена глубокая внутренняя преемственная связь, характеризующая их как различные исторические ступени овладения абсолютной истиной. Ленин рассматривал соотношение теории атомизма, господствовавшей до конца XIX в.Читать далее

Истина есть соответствие между бытием и познанием

Среда, 29 июля 2009 г. Рубрика:Материя как категория познания

Неотомисты заявляют, что истина есть соответствие между бытием и познанием, вещью и интеллектом. Это утверждение послужило поводом известному французскому ренегату Ж. Изару для фальсификаторских сопоставлений положений из «Материализма и эмпириокритицизма» с высказываниями Фомы Аквинского, где Изар пытается доказать с помощью фальсификации «идентичность» материалистической и идеалистической позиций в теории истины и «доказать» вместе с тем «научность» томизма.Читать далее

Признание объективной истины

Среда, 29 июля 2009 г. Рубрика:Материя как категория познания

Признание объективной истины тесно связано и в значительной степени определяет диалектикой материалистическое решение вопроса о соотношении истины абсолютной и относительной. Из признания того, что материя дана нам в ощущениях и понятиях, отражается в них, вытекает признание объективного, а тем самым и абсолютного содержания и наших представлениях о ней. Между диалектическим и метафизическим материализмом имеется расхождение в решении вопроса об абсолютной и относительной истине.Читать далее

Положение марксизма об объективности познания

Среда, 29 июля 2009 г. Рубрика:Материя как категория познания

Подвергнув беспощадной критике агностицизм и философский релятивизм, а также догматизм, Ленин развил положение марксизма об объективности нашего познания и о диалектике относительной и абсолютной истины.

В свете учения об объективной, абсолютной и относительной истине В.И. Ленин дал глубокий анализ соотношения старых и новых физических теорий, в частности, классической механики и электронной теории.Читать далее

Категория материи и проблема истины

Среда, 29 июля 2009 г. Рубрика:Материя как категория познания

Решение вопроса об источнике наших знаний во многом определяет и решение вопроса о существовании объективной истины. Поскольку вещи и явления природы и общества существуют вне нас, представляют собой объективную реальность и отражаются в< человеческом .познании, постольку и содержание наших представлений о них является объективным, не зависящим ни от человека, ни от человечества, так как оно отражает объективно существующие стороны, свойства, отношения предметов и явлений.Читать далее

Против теории отражения

Вторник, 28 июля 2009 г. Рубрика:Материя как категория познания

Современные позитивисты в своем учении об истине прежде всего выступают против материалистической теории отражения. М. Шлик, например, дает свое толкование аристотелевскому определению истины как соответствия мышления с его объектами. Это соответствие он понимает не как тождество содержания мышления объективным явлениям и не как их сходство. М. Шлик выступает против теории отражения. По его мнению, «соответствие» есть отнесение знаков к определенным предметам.Читать далее

Объективность чувственного познания

Вторник, 28 июля 2009 г. Рубрика:Материя как категория познания

Современные «критики» марксистской философии из лагеря неотомистов прежде всего выступают против объективности как чувственного познания, так и понятий.

Де Фриз утверждает, что диалектический материализм упускает факт, что «эта объективность в интеллектуальном познании достигается принципиально иным путем, чем в чувственном познании». Далее он заявляет, что чувственные восприятия дают нередко алогичные представления и что только разум способен судить о логичности или истинности понимания, об относительности чувств и т.Читать далее