Ортодоксальная школа философии

В XI—XII вв. в Китае сложилась так называемая ортодоксальная школа философии, однако она не была единой, внутри нее шла борьба между материализмом и идеализмом. Представителями материалистического направления были крупнейшие философы того времени Чжоу Дунь-и (1017—1073) и Чжан Цзей (1020—1077).


В учении Чжоу Дунь-и о материи, о вселенной преобладали материалистические элементы.Читать далее

Идея Платона

Идея Платона—это общее понятие, противопоставляемое отдельно существующим вещам и явлениям. Скажем, идея прекрасного — это не прекрасная девушка, лошадь, растение, рука, речь, наука или какая-либо другая конкретная вещь, а это «прекрасное вообще». Оно существует вечно, не возникает и не уничтожается. Прекрасное как идея, по Платону, абсолютно, оно не может быть прекрасно в одном отношении и безобразно в другом: прекрасно для одних, безобразно для других.Читать далее

Развитие представлений о материи в философии древней греции и рима

Материалистические взгляды на материю древневосточных мыслителей нашли свое дальнейшее развитие в древнегреческой философии, возникшей в VI в. до н.э. В развитии учения о материи в Древней Греции можно установить три этапа: чувственно-созерцательное представление о началах мира милетской школы и Гераклита, первые наброски учения о строении материи у Эмпедокла и Анаксагора и атомизм Левкиппа, Демокрита, Эпикура и Лукреция Кара.Читать далее

Милетская школа

Милетская школа — самая ранняя материалистическая школа в древнегреческой философии (VI в. до н.э.)—искала такую основу в данных, доставляемых изучением реальной действительности. А так как познание начинается с чувственного живого созерцания, то на первых порах материю рассматривали как конкретно-чувственную вещь. Так, например, Фалес (624—546 гг. до н.э.), изучая окружающий мир, пришел к выводу, что вода является таким универсальным элементом.Читать далее

Учение ньяя

Развитие в Индии философских взглядов на материю связано с атомистическими представлениями. Из так называемых шести ортодоксальных философских школ ближе всего к материализму стоят ньяя и вайшешика. Для этих школ характерен переход от чувственно-созерцательных представлений о материи к положению об атомистическом строении ее.

Согласно учению «ньяя», вещи и объекты внешнего мира — столы, стулья, растения, животные и т.Читать далее

Отношение души и тела

Большое внимание древнегреческие философы уделяли вопросу об отношении «души» и тела. Душу Фалес отличал от тела, но считал ее материальной. Анаксимен считал душу, так же как и другие предметы и явления природы, воздухом. Гераклит учил, что существование космоса не зависит ни от бога, ни от человека. Мир, говорит Гераклит, «...не создан никем из богов и никем из людей, а был, есть и будет вечно живым огнем, закономерно воспламеняющимся и закономерно угасающим».Читать далее

Философские взгляды на материю в средние века

В первые века нашей эры в результате классовых противоречий, высшей формой которых явилась революция рабов, рабовладельческое общество сменилось феодальным.

Исторические условия эпохи феодализма не способствовали развитию естественнонаучных и философских взглядов на материю. Господствующей идеологией была религия. Философия превратилась в служанку богословия. Однако передовые мыслители, особенно стран Востока (в Китае, Индии, арабских странах и в Средней Азии), вели борьбу уже в условиях раннего феодализма за науку и материализм, против официальной религиозно-схоластической идеологии.Читать далее

Материализм Ван Чуна

Крупнейшим материалистом Китая был великий мыслитель Ван Чун (I в. н.э.). Материализм Ван Чуна развивался и креп в борьбе против теологиии и идеализма. В трактате «Лунь-хэн» («Критические рассуждения») Ван Чун отстаивает положение о том, что материальный мир существует объективно и нет никакой надмировой, внеприродной, сверхъестественной силы. Весь мир — небо, земля, все живое и в том числе человек материальны и в своем развитии подчинены слепой необходимости.Читать далее

Ощущения и мышление

Ощущения и мышление (рассматривали как нечто самостоятельное, независимое от тела, ему противостоящее, как результат деятельности этого особого начала — души, и в связи с этим перед людьми встали вопросы: как относится душа к внешнему миру, как относится человеческое сознание к окружающей нас действительности? Подобным же образом, не умея объяснить действие сил и законов природы, люди олицетворяли эти силы, превращали их в сверхъестественное, в богов.Читать далее

Материя в философии древнего востока

Исходным пунктом и основой человеческого познания, а также образования категорий и понятий является практика. Категории философии выступают как итог, результат познавательной и практической деятельности человечества.

В процессе трудовой деятельности, в результате многократно повторяющихся наблюдений человек постоянно открывал в предметах природы новые, до того неизвестные свойства и приходил к убеждению, что вещи, окружающая его природа существуют независимо от него.Читать далее

Упанишады

Примером этого служат Упанишады, созданные после Вед записи рассказов и бесед на философские темы, комментарии к ведийским текстам эпохи образования в Индии классового общества приблизительно за тысячу лет до н.э., где обосновываются религиозно-идеалистические учения. По свидетельству выдающегося русского ученого, исследователя древнеиндийской философии Ф.И. Щербатского, уже в Упанишадах есть ссылки на существование материалистической философии и борьбу ее против религии и идеализма.Читать далее

Древнегреческий идеализм

Материалистическая философия и ее составная часть — учение о материи развивались в борьбе с идеализмом.

Древнегреческий идеализм, ранее представленный пифагорейцами, элеатами, в философии Платона (427—347 гг. до н.э.) складывается в цельное мировоззрение, прямо противоположное и враждебное материализму.

Платон, как отмечает В.И. Ленин, сформулировал основы идеализма вообще. Не скрывая своих взглядов, он прежде всего противопоставляет свои положения материализму по основному вопросу философии.Читать далее

Взгляды Лао-цзы

Выдающимся философом-материалистом, создавшим целое философское течение, был Лао-цзы (VI—V вв. до н.э.). Взгляды Лао-цзы изложены его последователями в книге «Дао дэ цзин» (IV—III вв. до н.э.).

Лао-цзы дает всестороннее обоснование дао как философской категории, обозначающей абсолютное начало Вселенной. Он пытается представить материю как основу существования мира, источник всех его вещей и явлений, как сущность всех предметов и процессов.Читать далее

Философия санкхья

Значительная материалистическая тенденция присуща философии санкхья, возникшей около VII в. до н.э. Все явления и предметы мира, в том числе тело и душа, ощущение и интеллект, наряду с землей и водой, деревьями и морем, являются следствием бесконечной реальности мира — материи (пракрити). Пракрити объективно существует, она вечна, она никем не создана, является причиной самой себя и всех вещей в мире.Читать далее